Перейти к содержимому

Авто в обмен на Европу




Автопромышленники хотят пересмотра условий членства Украины в ВТО и возвращения высоких пошлин на ввоз иномарок. Это может улучшить ситуацию со внутренним производством авто. Но не факт, что инициативу поддержит центральные власти, ведь цена вопроса – интеграция в ЕС.

В конце сентября на переговорах о создании зоны свободной торговли с Евросоюзом делегация Украины предложила продлить действие 10% ввозной пошлины на легковые авто по формуле "10+3+2". Как отметил директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко: "Действующая ставка пошлины должна сохраниться на 10 лет, а затем может быть пролонгирована еще на три года. И потом, по упрощенной процедуре, - еще на два, если будет доказан ущерб от импорта для национального производителя".

По мнению экспертов, Европа может согласиться – так как может использовать пошлину в своих целях. Дело в том, что планируется "опошлять" не только поставки на отечественный рынок, но и продажи в обратном направлении (это касается зарубежных марок машин украинской сборки). Тем самым европейцы прикроют свой рынок, сохранив для Киева базовые преференции по защите национального рынка.

Ранее формулу с отсрочкой лоббировали только автозаводы Украины, желая сохранить свои рыночные позиции после присоединения к ВТО и открытия рынка (до того пошлина составляла 25%). Но теперь, оказывается, этого мало, и они хотят закрыть внутренний рынок для импортеров.

Автозаводы в наступлении


Так, именно автопромышленное лобби стало инициатором осеннего обращения к Кабмину с требованием пересмотреть условия членства в ВТО. С обращением выступила Ассоциация работодателей Украины и целый ряд отраслевых объединений, от аграриев до металлургов и химиков. Как отметил глава Совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник, страна поспешила с присоединением к ВТО, и условия оказались невыгодными, а бизнес вообще не был привлечен к переговорам. "На сегодня 37 группам украинских товаров угрожает ограничение поставок в другие страны соглашения. Тогда как сами мы формально имеем право на ограничительные меры всего по 2-м группам", - заявил Д.Олейник.

При этом президент ассоциации "Укравтопром" Михаил Резник уверен, что снижение ввозных пошлин привело к тому, что в 2009 году их выпуск в Украине упал относительно 2008 года в 6 раз. И если к началу кризиса отечественные автозаводы занимали 50% легкового рынка страны, то в прошлом году доля сократилась до 27%. По его словам, в России средневзвешенная пошлина на ввоз легковых машин составляет 30%, в Китае – 25%. К тому же ведущие иностранные автоконцерны активно пользуются дешевыми кредитами и разными формами господдержки (вспомним хотя бы недавние программы обмена старых авто на новые).

Как известно, в июле Межведомственная комиссия по международной торговле совместно с Минэкономики по обращению "Укравтопрома" начала специальное расследование импорта легковых авто с объемом двигателя до 2,2 л (коды УКТ ВЭД – 8703221000, 8703231910). Такое расследование допустимо в рамках ВТО и будет длиться 270 дней.

По результатам расследования Ассоциация предлагает ввести ввозную пошлину размером в 34%, сроком на 4 года. И сохранить некий объем беспошлинных поставок по квотам (подобно тому, как, например, Москва ежегодно квотирует беспошлинный импорт отечественных стальных труб).

По словам заместителя главы правления корпорации "Укравто" Олега Папашева: "Расследования удалось добиться только с 4-го раза – лишь когда мы задействовали негласные подходы и личные договоренности. Такое впечатление, что Кабмин не заинтересован в сохранении украинской автопромышленности".

Эффекты для рынка

К чему же может привести ужесточение ввозных правил? По мнению операторов, прежде всего к подорожанию иномарок: если учитывать акциз и НДС, то в случае введения 34% пошлины машины с двигателями до 2,2 л подорожают на 40-50%. И множество трейдеров покинет рынок, на котором воцарится искусственный дефицит и монополия тех, кто останется. В такой ситуации автозаводы смогут спокойно поднимать цены, т.к. их продукция все равно будет дешевле импорта. "При этом на рынок быстро вернутся известные теневые схемы ввоза авто без колес и сидений. Квоты же на ситуацию не повлияют, т.к. скорее всего будут мизерными (на годовом уровне в несколько сотен авто всех марок)", - полагает О. Назаренко из ВААИД.

Наконец, сегодня рост импорта – не причина, а скорее следствие постановки вопроса о возвращении высоких пошлин, сообщает начальник отдела деск-исследований департамента маркетинговых исследований центра "Держзовнишинформ" (ДЗИ) Антон Шутиков. Действительно, с начала года продажи автомашин выросли в годовом сопоставлении более чем на 40%. Прирост идет в основном за счет импорта, говорит аналитик – покупатель в панике пытается приобрести машины до того, как они подорожают.

Аргументы производителей

В тоже время производители пытаются донести в массы свои аргументы. По словам О. Свинарчука, в Украине есть реальные возможности развивать как минимум сборочные мощности, а не завозить готовые модели. Это видно на примере "Еврокара", Кременчугского автосборочного завода и др. "Уже сейчас страна может ежегодно производить и собирать до 450 тыс. автомобилей, - констатирует специалист. – При грамотной рыночной политике государства можно загрузить не только эти мощности, но и создать новые. Защитные меры должны стать для внешнего инвестора месседжем о том, что если он развернет у нас свои мощности – то будет иметь защищенный рынок сбыта".

По словам О. Свинарчука, дело не только в пошлинах, но и в позитивной программе - в стимуляции внутреннего выпуска качественных авто. "Необходимо развивать автопроизводственные объединения, т.к. наше слабое место – отсутствие агрегатной базы", - заявил он.

В тоже время А. Папашев напоминает, что в стране уже работает 18 предприятий с иностранным капиталом, изготавливающих компоненты для западных автокомпаний, в т.ч. для таких ТМ, как Maybach, Mercedes, BMW. По словам промышленника, это подтверждает, что в Украине можно делать современную продукцию. Но пока что все эти запчасти выпускаются по давальческой схеме, с минимумом таможенного и налогового контроля.

"Мы не какие-то инвалиды, чтоб выпрашивать льготы и прочее. Мы – полноценные боевые промышленные единицы. В первую очередь нужно полноценно адаптировать наше законодательство к международным нормам, как это зафиксировано в соглашении с Евросоюзом еще в 1994 году. Полноценно – значит, по всем статьям, а не только в части снятия ограничений на перемещение товаров, как сейчас. А то мы настолько открылись, что на рынок входят все кому не лень. Тогда как по организации и регулированию производства адаптации нет; а она бы позволила легально и открыто стимулировать заводы, как это делается на том же Западе", - отмечает А. Папашев.

Внешние риски


Так или иначе, но весьма вероятно, что спецрасследование таки увенчается пошлинами. Но в этом случае крупные западные страны могут ответить новыми мерами против отечественных товаров. Известно, что в Европе и США автомобильное лобби – одно из самых влиятельных, и при желании способно добиться ответных мер на высшем уровне. Тем более что глобальные каналы сбыта снова сжимаются, и поставщики яростно борются за продажи по всем направлениям.

Также есть опасения, что даже сама постановка вопроса о пересмотре принципов участия в ВТО дополнительно отпугнет зарубежных инвесторов в т.ч. и из автопрома. По мнению главы Института экономических исследований и политических консультаций Игоря Бураковского, страна, в произвольный момент способная пересмотреть свои базовые международные обязательства, не вызывает особого доверия у зарубежных партнеров. Кстати, и как экспортер. И если в конечном счете лоббистские потуги автозаводов ударят, к примеру, по позициям страны на внешних металлорынках – то это уже макроэффект, негатив от которого может длиться много лет.

Не будем забывать и то, что сейчас Киев достиг прогресса в переговорах о ЗСТ с ЕС. Так, недавно министр экономики Польши Марцин Королец заявил, что совет Евросоюза по внешней торговой политике поддержал скорое заключение с Киевом договора о ЗСТ, и парафирование возможно уже на декабрьском саммите "Украина-ЕС". Демарши по пересмотру участия в ВТО способны подорвать этот хрупкий процесс, допускает директор международных программ Центра Разумкова Михаил Пашков. Украинская сторона борется за сближение с Брюсселем уже много лет, и все-таки не факт, что Киев будет рисковать ЗСТ (и ассоциированным членством) ради автопрома.

Хотя возможно, в обмен на закрытие авторынка Украина предложила Европе что-то иное. Например, компромисс по агропродукции, металлу, квотам на выбросы парниковых газов и т.п.

Максим Полевой


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.