Перейти к содержимому

Автодилеры добились рекорда продаж




Автопродажи в Украине стабильно растут. В сентябре дилеры обновили рекорд посткризисного периода, продолжив положительную динамику июля-августа.

Операторы рынка рассказали, чем обусловлен резкий скачок спроса на новые авто и как будет развиваться рынок в перспективе, учитывая возможное введение пошлин на ввоз иномарок.


Как отметил гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко, ажиотаж на авторынке Украины возник сразу же после заявлений представителей Укравтопрома о начале спецрасследования и обнародования их заявления-петиции к Минэкономики о введении спецпошлины для авто массового сегмента (объем двигателя 1000-1500 см.куб и 1500-2200 см.куб.).

По данным ВААИД, в июле автопродажи в Украине поставили первый рекорд – 20173 новых автомобилей (на 46% больше, чем в июле 2010 г.). В августе было продано 21077 автомобилей, рост автопродаж по сравнению с августом 2010 г.ода составил 54%.

"Соответственно, в июле - августе 2011 года импорт автомобилей вырос. Признаю, что вырос значительно. Но был ли он неожиданным, внезапным или непрогнозируемым? С самого начала спецрасследования я заявил и заявляю, что никаких, ни малейших предпосылок к открытию спецрасследования не было, и нет никаких оснований для введения 47% спецпошлины на импорт автомобилей". - подчеркнул глава ВААИД.

Новый бизнес-сезон украинский авторынок начал с еще одного рекорда. По данным AUTO-Consulting, в сентябре усилиями всех операторов удалось реализовать 21,2 тыс. авто. По сравнению с прошлогодним сентябрем рост продаж составил 43%, а по сравнению с августом этого года - 1%.

"В сентябре выраженного прироста по отношению к августу месяцу нет (1%), - комментирует генеральный директор ООО Еврокар Марина Яковлева. - Причина этого в нетипичной покупательной активности в августе этого года. Традиционно в этом месяце наблюдается сезонный спад продаж, а в этом году прирост августа к июлю составил 5%. Это произошло под влиянием двух факторов: активной дискуссии в СМИ по поводу повышения пошлин на импортные автомобили и, как результат, удовлетворения отложенного спроса за счет пополнения складов по некоторым брендам.

Что касается Skoda, начиная с мая месяца мы испытываем значительный дефицит складских автомобилей по всему модельному ряду, и в августе эта ситуация драматически обострилась, однако в сентябре нам удалось увеличить поставки автомобилей в дилерскую сеть, и наши продажи выросли на 41% по сравнению с 2010".

Как отметил маркетинг-директор Пежо Украина Олесь Шкуратов, высокие показатели продаж в третьем квартале во многом были обусловлены намерениями Кабинета Министров ввести заградительные пошлины на импорт автомобилей с объемом двигателя от 1,0 до 2,2 л. По его данным, пошлины могут возрасти до 37% с существующих 10%, что приведет к удорожанию на уровне розницы до 41%.

Подогрев ажиотажного спроса на автомобили в связи с риском ввода заградительной пошлины привел к парадоксальной ситуации, говорит гендиректор ДП АВТО Интернешнл Елена Дунина. В результате выросли продажи именно тех автомобилей, которые собираются в Украине.

Еще один существенный фактор, повлиявший на положительную динамику рынка, связан с восстановлением японскими автопроизводителями производственных мощностей, пострадавших от цунами, и, соответственно, возобновлением поставок автомобилей в Украину.

По мнению директора по корпоративному и стратегическому развитию концерна Нико Максима Рабиновича, рост продаж обусловлен не возросшим рыночным спросом, а волнениями на рынке, которые связаны с колебанием курса доллар-гривня и опасениями потерять сбережения. "Это можно было четко проследить в автосалонах, так как количество автомобилей, которые покупались за наличные деньги, возросло, а количество кредитных - сократилось. И главное требование клиента было: "автомобиль в наличии". Кроме этого, мы постоянно собираем информацию у клиентов о возможной причине покупки, и это подтверждает наши предположения", - пояснил топ-менеджер.

Еще одной причиной, послужившей росту продаж в Украине, в компании Атлант-М называют возобновление складских запасов за счет заказанных ранее автомобилей. "В дилерские салоны доехали автомобили, заказанные ранее. Не секрет, что практически все игроки рынка испытывают дефицит свободных автомобилей, и продажи фактически возрастают в периоды, когда автомобили появляются в наличии", - пояснил Сергей Гаврилко, директор автоцентра Атлант-М Днепровская набережная.

Помимо фактора повышения ввозных пошлин на автомобили, который стимулировал людей на покупку автомобилей по существующим ценам, в Субару Украина полагают, что рост автопродаж в последние месяцы подогревается возросшей деловой активностью населения, а также появлением в автосалонах интересных новинок.

А вот в ВиДи Груп полагают, что угроза возможного повышения пошлин на автомобили и, как следствие, их цен не является определяющим фактором. "Рост продаж автомобилей был, прежде всего, обусловлен такими факторами, как доступность автокредитования с выгодными условиям, а также появление новых моделей и рестайлинговых версий у многих брендов", - отметил руководитель автомобильного бизнеса ВиДи Груп Артем Ткаченко.

В свою очередь начальник отдела маркетинга дистрибуторской компании АвтоЗАЗ-cервис Александр Калинин не исключает, что возросшая активность потребителей связана с ожиданием второй волны финансового кризиса.

Прогнозы до конца года


В концерне Нико ожидают, что октябрь-декабрь будет традиционно кварталом, когда продажи возрастают. В частности, это касается автомобилей класса SUV.

Вероятность того, что существующая тенденция роста сохранится до конца 2011 года, достаточно велика, полагает Олесь Шкуратов из Пежо Украина. "Среднегодовой рост составит порядка 40%, что даст в результате объем до 220 тыс новых автомобилей за полный год", - отметил он.

В Еврокаре также ожидают, что к концу года объем рынка новых легковых автомобилей составит 220-230 тыс., что отвечает настоящей динамике роста рынка по отношению к 2010 году.

Вместе с тем, по прогнозам Пежо Украина, в случае введения пошлин рынок "просядет" на 35-40%, до уровня 160 тыс. новых автомобилей в год. "Это повлияет не только на потребительский рынок, но также снизит поступления в госбюджет, что уже происходило после введения 13% надбавки к пошлине в прошлом", - подчеркнул Олесь Шкуратов.

Олег Давыденко, менеджер по маркетингу Субару Украина, не исключает рост продаж в октябре-декабре, но только при условии сохранения существующих цен и даже их снижения за счет новогодних скидок. Также повышение продаж может обеспечить рост доходов населения, если таковой будет иметь место.

Согласно прогнозам АвтоЗАЗ-cервис, объемы продаж в октябре-декабре будут на уровне показателей сентября, с незначительным увеличением в октябре. "Однако чрезмерно разогретый рынок в последние месяцы скорее всего не позволит в декабре, в предновогодний период, традиционно увеличить продажи, поэтому и ожидается достаточно ровные по объёму месяцы без сильного влияния сезонности", - говорит Александр Калинин.

Также скорее стабилизацию, нежели рост продаж прогнозируют в АВТО Интернешнл - на уровне 20 тыс. шт. в месяц. А по итогам 2011 года продажи новых автомобилей составят порядка 210 тыс. штук.

По мнению Артема Ткаченко, до конца года (если не будет увеличена пошлина) показатели продаж новых авто сохранятся на уровне июля-августа 2011 года. При этом в ноябре-декабре, с учетом новогодних праздников, возможен ежемесячный рост на 20%. В целом по итогам 2011 года продажи ожидаются на уровне 210-215 тыс. новых легковых автомобилей и около 15 тыс. коммерческих авто, добавил представитель ВиДи Груп.

По мнению Сергея Гаврилко несколько замедлит темпы роста отсутствие автомобилей у дилеров, иначе динамика могла быть и выше, чем сегодня.

Чего ждать в 2012 году


Что касается прогноза на следующий год, эксперты отмечают: многое зависит от того, с какой пошлиной придется столкнуться импортерам. Вместе с тем, большинство участников рынка сходятся во мнении, что в нынешнем году изменения законодательства относительно введения пошлины на иномарки еще не будут приняты.

Самые осторожные прогнозы дают в Атлант-М. "По всей видимости, в этом году изменения законодательства еще не будут введены. Мы считаем, что объем рынка новых иномарок в 2012 году достигнет цифры 185 тыс. автомобилей", - считает Сергей Гаврилко.

"В 2012 году возможен прирост на уровне 10-15%. Таким образом, продажи в 2012 году могут достичь 230-240 тыс. автомобилей в случае сохранения действующего законодательства и при стабильном курсе гривни, - говорит Елена Дунина. - В случае реализации сценария автосборочного лобби по введению заградительной пошлины на импорт авто, рынок новых автомобилей, вероятнее всего, сожмется до уровня кризисных 2009-2010 годов, а именно - до 160 тыс. авто в год".

По прогнозу концерна Нико, в следующем году объем рынка зафиксируется на уровне 255 тыс автомобилей. "На данный момент мы не рассматриваем вариант введения пошлины", - добавил Максим Рабинович.

Базовый прогноз автомобильного рынка на 2012 год от АвтоЗАЗ-сервис предполагает рост порядка 15% - до 250 тыс. автомобилей.

В Види Груп рассчитывают, на рынок 2012 года составит 250-270 тыс. новых авто. "В случае повышения пошлины, в этом году Украину может ожидать падение рынка новых автомобилей до 15% по сравнению с 2010 годом. А если пошлину увеличат весной 2012 года - произойдет обвал рынка. Большинству населения страны автомобили станут попросту недоступны, поскольку основной удар будет нанесен по самому популярному и массовому сегменту, продажи которого составляют 80% всех автомобилей", - уверен Артем Ткаченко.

Вместе с тем, по мнению гендиректора Еврокара Марины Яковлевой, повышение пошлин на отдельные марки и модели автомобилей не повлияет на общий объем рынка. "Возможно некоторое изменение структуры продаж. Мы уже имели исторические прецеденты, это никак не влияло на рынок в целом. Наш прогноз на 2012 год - 265 тыс.", - отметила она.

Денис Кацило


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.