Перейти к содержимому

Выбор редактора

Автопром защитят от самого себя




Отказавшись защитить украинских производителей автомобилей от импорта, Кабинет Министров решил защищать их друг от друга, сообщает "Инвестгазета".

Кабинет Министров собирается защищать отечественных производителей не от иностранных автомобилей, а от импортных кузовов для крупноузловой сборки.

Еще несколько месяцев назад с одобрения Минэкономразвития и торговли Межведомственная комиссия по внешней торговле вела специальное расследование, инициированное ассоциацией «Укравтопром», пытаясь обосновать заградительную пошлину против импорта автомобилей. Чтобы компенсировать падение объемов производства отечественных автозаводов c 422,5 тыс. в 2008 году до 45 тыс. в 2010-м, к существующей пошлине в 10% хотели ввести дополнительную: 15,1% для автомобилей с объемом двигателя от 1,5 до 2,2 литра и 6,46% — для авто с объемом от 1 до 1,5 литра.

По информации игроков рынка, столкнувшись с противостоянием европейских автомобилестроителей, которых защищали структуры ВТО, Кабмину пришлось отказаться от этого решения.

Прикрепленное изображение: 1.jpg



Теперь Гостаможслужба и поддержавшее ее Министерство финансов увидели угрозу в импорте комплектов для крупноузловой сборки. «По данным таможенной статистики, в прошлом году объемы ввоза кузовов составили более 22 тысяч штук, за которые было уплачено только 28 млн. грн. акцизного налога. Значительная часть из них — это оформление разобранных на агрегаты легковых автомобилей, которые потом собираются на территории Украины», — говорится в пояснительной записке к проекту закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины».

Согласно этим изменениям, сборы для укомплектованных и неукомплектованных автомобильных кузовов должны вырасти со 109 до 3,5 тыс. евро за штуку, что «будет способствовать развитию внутреннего производства автомобилей», а главное — принесет бюджету дополнительные 670 млн. грн. в год.


Попутно с достижением этих благих целей Кабмин рискует почти четвертью украинского производства авто, поскольку из четырех украинских производителей легковушек только два могут вести мелкоузловую сборку — принадлежащий корпорации «УкрАвто» ЗАЗ (выпускающий Sens, Lanos и Forza) и «Богдан» (Bogdan и Hyundai). По мнению генерального директора Украинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олега Назаренко, два других — «Еврокар» (Skoda) и Кременчугский автосборочный завод (Ssang Yong) — будут вынуждены свернуть производство, потому что их продукция станет нерентабельной.

«Уровень локализации на производствах с крупноузловой сборкой достигает 30%. Ряд комплектующих поставляют украинские поставщики, заводы обеспечивают тысячи рабочих мест, поэтому введение акциза на кузова «убьет» такие производства», — разъяснил «Инвестгазете» Сергей Боровик, директор по маркетингу группы компаний «АИС», владеющей Кременчугским заводом.

В «УкрАвто», напротив, считают, что это просто попытка развить собственное автопроизводство за счет конкурентов. «Крупноузловая сборка — это не промышленное производство, в ее процессе отсутствуют такие важные технологические операции, как сварка, окраска кузовов и производство автомобильных компонентов. Она может быть только этапом подготовки к полноценному производству», — заявили «Инвестгазете» в пресс-службе компании, приведя в пример Россию, где компаниям-сборщикам было выставлено условие в течение трех лет создать производство авто по полному циклу, который включает сварку, окрасу кузова и сборку.

По словам Олега Назаренко, сейчас наблюдается явная попытка «выдавить» более слабых игроков, не имеющих такого мощного лобби, как владельцы «УкрАвто» регионал Тариэл Васадзе и министр экономразвития Петр Порошенко, контролирующий «Богдан». Несмотря на то что рынок формально растет (в октябре продажи увеличились на 8% к сентябрю), украинцы все равно покупают относительно немного автомобилей. И в перспективе могут сократить это количество — рост курса доллара и перспектива второго витка кризиса не располагают к таким крупным покупкам. «Поэтому владельцы «Богдана» и ЗАЗа просто пытаются «застолбить» за собой весь сегмент недорогих авто, который преимущественно представлен собираемыми в Украине моделями», — уверен директор компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий.

Впрочем, какими будут пошлины и кого именно они коснутся, пока абсолютно точно сказать нельзя. Хотя законопроект, подписанный первым заместителем министра финансов Анатолием Мярковским, уже «гуляет» по рынку, в Минфине говорят, что над проектом еще идет работа и, возможно, все еще изменится.

Прикрепленное изображение: 2.jpg


Наталия Гузенко


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.