Перейти к содержимому

Выбор редактора

Автореволюция-2011: европротоколы принесут криминал




Украинские автолюбители за последние несколько месяцев пережили настоящую революцию, которая радикально меняет условия эксплуатации транспортных средств. Эти изменения назревали давно и были ожидаемы и автомобилистами, и представителями органов власти. На первый взгляд, отмена техосмотра, нотариальной доверенности на управление машиной, а также введение европротокола несут в себе только позитив и облегчение жизни для автовладельцев. Однако, несмотря на все преимущества, эти нововведения имеют свои сложности и "подводные камни". О том, в чем опасность отмены доверенности, что представляет собой европротокол и как выглядит добровольный техосмотр в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал глава Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.

- С 19 сентября на украинских дорогах начал действовать европротокол. Что выиграют и чем рискуют автолюбители при оформлении ДТП с помощью этого документа?

- Плюсы - это, естественно, упрощение самой процедуры оформления мелких ДТП. Это удобно, прежде всего, самим же водителям. Ведь до последнего времени из-за мелких аварий приходилось порой длительное время ожидать наряда ГАИ. Не говоря уже о случаях, когда человек у себя на даче мог зацепить забор и был вынужден, для того чтобы вызвать страхового инспектора, еще вызывать и сотрудников ГАИ. А Госавтоинспекция, в свою очередь, обязана была его наказать за нарушение ПДД. Хотя какое здесь может быть нарушение, если столкновение произошло во дворе или человек помял машину в гараже… Получался нонсенс. В результате работники автоинспекции отвлекались от действительно важных дел.

Теперь о негативе. Мы еще, к сожалению, не Европа, и в ситуациях, когда уменьшается контроль, на стадии внедрения европротокола могут возникать попытки злоупотребления доверием. Также будут попытки обмануть страховые компании. Страховщики это прекрасно понимают и уже готовы и к фальсификациям со стороны водителей, и к финансовым потерям. Учитывая, что с подобными случаями тяжело бороться, страховые компании просто увеличивают стоимость страховки, нивелируя таким образом фальшивки. Рассматриваются также предложения об ужесточении ответственности за такие аферы.

- Не станут ли страховые компании придираться к правильности оформления европротоколов, пытаясь найти возможность отказать в компенсации?

- В таких ситуациях, когда протокол составлен с ошибками, водители могут вместе приехать в страховую компанию и переписать документ. Особенно, когда еще есть и свидетели аварии. Водители имеют право все исправить, и страховая не может им отказать.

- Не расслабит ли водителей возможность оформлять ДТП без участия ГАИ? Как это может отразиться на статистике аварийности?

- Расслабит. И это проблема. Раньше прибывший на место аварии инспектор мог без труда определить, выпивший ли водитель, мог рассудить, кто виноват, а кто прав. Сейчас уже по-другому. Раньше люди боялись быть виноватыми, так как это влекло определенные последствия: при мелких ДТП - штраф и возможное лишение прав. Теперь же между участниками ДТП возможны сговоры, когда один водитель будет давать другому чуть ли не взятку, чтобы соответствующим образом оформить протокол. Но я думаю, что страховые компании довольно быстро научатся с этим разбираться.

Подобное ослабление контроля уже показывало на практике, что водители в таких ситуациях становятся беспечней. Когда президент Виктор Ющенко издал указ о ликвидации постов ГАИ, многие автолюбители восприняли это с оптимизмом. Однако вскоре на дорогах начался беспредел, и это отразилось на количестве ДТП. Поэтому проблемы могут быть. Но это проблемы переходного периода, пока не наладиться система контроля.

- Отмена доверенности на управление транспортным средством уменьшает привязку водителя к конкретному автомобилю и праву им управлять. За рулем машины может оказаться любой человек, имеющий водительское удостоверение и техпаспорт. Не подстегнет ли такое новшество криминал?

- К сожалению, да. Могут быть такие случаи, когда у человека просто отобрали документы, выбросили из машины и уехали. Казалось бы, реакция очевидна - человек напишет заявление в милицию. Однако если человека при этом убьют, машина не будет числиться в угоне, на ней можно будет ездить. Или еще одна ситуация: владелец добровольно дал кому-то автомобиль, а потом вдруг обиделся на этого человека и написал заявление в милицию, что машину украли. В результате у ничего не подозревающего водителя могут возникнуть серьезные проблемы. И от того, насколько много будет таких случаев, возможно, придется корректировать закон. Сейчас же мы рекомендуем людям, которые берут у кого-нибудь автомобиль, оформлять пусть даже не нотариальную - просто доверенность владельца. Также есть инициативы более тщательно урегулировать процедуру передачи автомобиля в управление третьему лицу и ужесточить наказание за угон машины.


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.