Перейти к содержимому

Выбор редактора

Экономим на автогражданке




После повышения цен на полисы "автогражданки" летом 2010 года многие компании старались привлечь к себе клиентов, активнее пользуясь системой скидок и штрафов. На языке страховщиков эта система называется "бонус-малус". Впрочем, "малусы", то есть штрафы, использовались в прошлом году намного реже, чем бонусы (скидки).

Этот факт подтверждает и статистика Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ). К примеру, если доля "бонусных" полисов составляла в 2010 году почти треть от всех страховок, проданных с применением этой системы, то доля полисов с "малусами" не достигала и 1%

"В прошлом году несколько увеличилось количество договоров, которые заключались с применением бонуса. Причиной тому, вероятнее всего, служит стремление страховщика удержать своего клиента", - отмечает заместитель гендиректора МТСБУ Иван Гуминский.

Эксперты рынка думают иначе. "В 2010 году большинство страховщиков использовали систему "бонус-малус" не так, как положено (т. е. как стимул к безаварийной езде для страховавшихся ранее водителей – ред.) а чтобы дать своим клиентам дополнительные скидки и выиграть тем самым конкуренцию с другими компаниями. Правда, чаще нарушителями выступают не основные игроки рынка "автогражданки", а небольшие компании регионального масштаба, которые стараются изо всех сил занять хоть какое-то место на этом рынке", - уверяет заместитель директора дирекции по страхованию компании "Омега" Максим Мокий.

На самом деле система "бонус-малус" создана не для того, чтобы страховщики могли демпинговать, а для того, чтобы они поощряли водителей за безаварийную езду или, наоборот, наказывали за плохое вождение.

"Принцип работы этой системы простой: в первый год страхования автовладельцу присваивается третий класс по шкале "бонус-малус", когда коэффициент равняется 1. И уже через полгода при условии безаварийной езды клиент может получить 5%-ную скидку на последующую страховку "автогражданки", - рассказывает начальник отдела персональных продаж VIP-дирекции НАСК "Оранта" Алена Немцова.

Дальше - больше. "За каждый безаварийный год страхователь получает скидку к страховой премии на 5%. Например, если водитель приобрел полис в феврале 2005 года и до сих пор не попал в аварию, то при заключении договора на 2011-й он заплатит на 30% меньше, чем тот, кто в 2011 году купил полис впервые", - подчеркивает начальник управления страхования транспортных рисков компании "Провидна" Юлия Очеретяная.

Правда, максимальный размер бонуса ограничен 50%. По информации начальника управления автотранспортного страхования компании "Интер" Эммы Шульжевской, даже это позволяет неплохо сэкономить. К примеру, киевские водители могут на бонусах сэкономить от 30 (первый год) до 500 грн.

Что касается "малусов" (штрафов), то, как утверждает заместитель гендиректора МТСБУ Иван Гуминский, сегодня их чаще всего применяют к юрлицам. "Малус", как правило, применяется страховщиком при заключении договоров с юридическими лицами на основании статистики аварийности автопарка. Если, например, заключается договор с таксопарком в большом городе, то, анализируя статистику его аварийности, страховщик рассчитывает дополнительные риски и может увеличить страховой платеж", - объясняет Гуминский.

Не обходится здесь и без своих особенностей. К примеру, страховщики иногда хитрят, привязывая систему "бонус-малус" к автомобилям, а не к страхователям. Допустим, если клиент сменил машину, его снова отправляют в "третий класс" и все предыдущие бонусы "сгорают". "Бывают случаи, когда представители страховых компаний ошибочно понимают систему "бонус-малус", а именно - привязываются к автомобилю клиента и при его смене не предоставляют бонус. Это неправильно", - уверена Эмма Шульжевская.

С другой стороны, и клиенты в долгу не остаются. "Многие из тех, кто стал виновником аварии, на следующий год переходят страховаться в другие страховые компании. Новому страховщику такие водители просто не сообщают о "старых" авариях, и поэтому к ним не применяют "малус" (надбавку к страховому платежу)", - сетует Юлия Очеретяная.

Правда, убегать от "малусов" в 2011 году станет сложнее. В МТСБУ наконец-то заработала централизованная база данных по всем полисам ОСАГО. "Страховщик во втором (своем) экземпляре полиса в обязательном порядке с прошлого года заполняет графу о классе "бонус-малус". Эти данные, наравне с другой информацией, указанной в полисе, заносятся в централизованную базу данных МТСБУ", - поясняет Гуминский.

В итоге страховщик может сам отследить, откуда и почему к нему пришел клиент. Да и честным водителям стало легче. "Если раньше клиенту необходимо было предоставлять официальное письмо от "старой" компании о том, что прошлый год у него был безубыточным, то теперь сотрудники "нового" страховщика могут самостоятельно проверить данные и не запрашивать такие письма от клиентов", - резюмирует начальник отдела сопровождения управления розничных продаж компании "Инго Украина" Анастасия Сыропоршнева.

Как сообщалось, изменение условий работы на рынке "автогражданки" в сентябре 2010 года дало свои результаты в начале 2011года. В январе страховщики собрали по полисам ОСАГО 192,8 млн грн., что на 47% больше, чем в январе 2010 года.


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.