Перейти к содержимому

Как добиться компенсации по полису автоКАСКО




Если все сделать правильно, добиться выплаты компенсации по полису автоКАСКО можно за неполную неделю. Еще буквально два года назад получить выплату по КАСКО было очень нелегкой задачей. Мало того, что страховщики отказывали направо-налево практически без причины, но даже тем, кому посчастливилось получить от компании положительное решение, страховое возмещение приходилось выжидать неделями, и даже месяцами.

Сейчас картина кардинально изменилась: страховщики стараются компенсировать убытки как можно быстрее, пытаясь при возможности не затягивать выплаты дольше 1–2 недель. В некоторых случаях процедура укладывается в несколько дней. Заметим: такую прыть страховые компании проявляют лишь при условии, что страхователь тоже не будет сидеть сложа руки.

По ускоренной программе
Еще относительно недавно срок урегулирования убытков по автоКАСКО растягивался на 35–40 дней. И то, если страховой случай не был спорным или с крупным размером ущерба (свыше 60–80 тыс. грн.). В противном случае процесс затягивался до 2–3 месяцев.

«Нынешний средний «цикл жизни» выплаты составляет уже около 20 дней. Хотя, фактически, для страховой компании ничего не препятствует произвести возмещение на протяжении пяти рабочих дней после обращения клиента, а иногда – даже быстрее», – подчеркивает директор департамента урегулирования убытков СК «Арсенал-Страхование» Заурбек Хетагуров.

Дело в том, что у большинства страховых компаний до 80% страховых инцидентов по КАСКО приходится на относительно небольшие убытки, которые не превышают 8–10 тыс. гривен. Как правило, это мелкие ДТП, зачастую – без участия второй стороны (поцарапанная или помятая о забор дверца, разбитое случайно стекло, сломанный о бровку бампер и т. д.), которые не требуют судебных разбирательств, а иногда – и присутствия инспекторов ГАИ, что позволяет разобраться с ними в считанные дни.

«Это касается несложных случаев, по которым не нужно дополнительно устанавливать обстоятельства произошедшего, запрашивать документы от различных служб и органов (милиция, суд, экспертиза по убытку)», – объясняет директор департамента урегулирования убытков СК «Allianz Украина» Анатолий Климюк.

В договорах даже используется опция «выплата без справки ГАИ», которая может распространяться на стеклянные элементы авто или же на другие повреждения, но в рамках определенных лимитов. Скажем, если размер выплаты не превышает 3–5 % страховой суммы, что для авто среднего класса это эквивалентно примерно 5–10 тыс. грн.

Более крупные убытки, связанные с участием в ДТП двух, а иногда трех и более лиц, страховщики рассматривают до 2–4 недель. В таких случаях процедура затягивается: необходимо дополнительное время для выяснения виновной стороны/сторон, а также для согласования размера ущерба. К тому же, если по мелким убыткам можно и вовсе обойтись без компетентных органов, то при противоправных действиях третьих лиц придется обращаться в отделение милиции, в случае пожара – вызывать пожарную службу. А все это – время, волокита, нервы.

Самые длинные процедуры – по угонам и «тоталам» (полное уничтожение авто). Их урегулирование нередко значительно растянуто во времени, так как, помимо судебной тяжбы, проводится экспертиза самого страхового случая, размера убытка, расследования, если дело связано с угоном авто. Обычно страховщики ссылаются на то, что это небыстрые процессы, на которые они не очень-то могут повлиять.

Работа на доверии
Как объясняют страховщики, добиться сокращения сроков выплат им удалось, в первую очередь, за счет более четкой координации в своих системах урегулирования, а также благодаря тому, что компании все чаще стараются перечислять выплаты напрямую на счета СТО, а не выплачивать их на руки.

С улучшением бизнес-технологий все ясно – они действительно совершенствуются. А вот что касается перечисления СТО напрямую, то страховщики таким образом стимулируют клиентов соглашаться на услуги «придворных» для страховой компании станций. По понятным причинам. Плюс в том, что страховая компания договаривается со станциями техобслуживания о том, что они принимают авто на ремонт еще до того момента, как страховщик перечисляет выплату. Минус в том, что эти станции – не всегда оптимальный выбор.

Вообще практика, при которой СТО не имеет права выставлять счет, не произведя ремонт автомобиля, пришла к нам из России. Это значительно повышает защищенность интересов страхователя, которому, в случае халатной работы эстэошников, будет гораздо легче заставить их исправить ошибки.

Поэтому при небольшом убытке достаточно на место происшествия вызвать аварийного комиссара, который зафиксирует убыток, в течение нескольких дней написать заявление на выплату, получить оценку убытка, его подтверждение и отправить машину на ремонт. Некоторые страховщики и вовсе приходят к механизму дистанционного урегулирования, при котором клиенту не приходится ехать в страховую компанию. Он вызывает на место ДТП комиссара, который фиксирует повреждения, сразу же согласовывает их с центральным офисом и отправляет автомобиль на один из партнерских сервисов на ремонт.

Если убыток более крупный, страховая компания затребует обширный пакет документов – от его толщины будет зависеть, сколько времени на его сбор потратит клиент. Хотя, как говорят страховщики, количество «бумажек», которые должен предоставить застрахованный, сокращается: помимо стандартного набора (паспорт, идентификационный код, права и техпаспорт, договор КАСКО), требуют первичную (выдается на месте ДТП) и расширенную справку ГАИ.

Хотя именно при получении второй могут возникнуть сложности, поскольку на ее оформление гаишникам отводится до одного месяца. А вот уже остальные документы – от оценки до страхового акта – это уже забота страховщика.

Поможем себе сами
Скорость выплаты зависит не только от страховщика, но и от действий застрахованного. Например, если для получения выплаты нужно писать заявление, то лучше это сделать в день происшествия или хотя бы на следующий. Опять-таки, оценщика можно не ждать, а договориться с ним лично о встрече и пригнать машину на осмотр и фиксацию убытков как можно скорее.

Для получения расширенной справки ГАИ вовсе не обязательно оббивать пороги автоинспекции. «Расширенную справку страховая компания может получить сама из альтернативных источников, например базы МТСБУ, что тоже сокращает сроки урегулирования», – уверяет руководитель отдела ГО департамента урегулирования убытков СК «Универсальная» Виктор Довгань.
Кроме того, если необходимы какие-либо документы из других органов, например, пожарной охраны или милиции, либо суда, то, в идеале, можно договориться со страховщиком, который от своего имени сделает запрос на их выдачу в соответствующие структуры, но передаст его со страхователем, а не отправит почтой, что будет значительно быстрее.

Когда в ДТП замешана другая сторона, нужно обязательно поддерживать с ней контакт, чтобы бездействие второго участника не затягивало процесс получения возмещения.

И даже если положительное решение о выплате уже принято, стоит задуматься, в какой форме получать возмещение. Ведь, к примеру, когда компания платит «кэшем», она отводит на перевод денег клиенту от 5 до 10 рабочих дней. Кроме того, чтобы обезопасить себя от возможного мошенничества, страховщики вычитают из выплаты сумму НДС и возвращают ее лишь при условии, что страхователь подтвердит факт ремонта авто. Если же деньги уходят напрямую на СТО – автомобиль сразу же отправляется на ремонт, и если ущерб не очень критичный, через 3–5 дней отремонтированная машина возвращается его владельцу.

Прикрепленное изображение: 1111.JPG



Светлана Шмелева


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.