Перейти к содержимому

Как получается бодяга, или что мы заливаем в бензобаки




Когда у Сергея Потапова, владельца новенького Nissan Almera, вдруг прямо на дороге «запала» педаль газа, а потом и вовсе заглохла машина, он удивился: совсем недавно он заправился. «На хорошей заправке был, там нормальный бензин», - попытался оправдаться он. На СТО, однако, оказалось, что жидкость в его бензобаке — просто «бодяга».

«Ребята при мне слили бензин в посудинку и начали поджигать. Оно даже не горело! Так, пару вспышек», - вспоминает Потапов, которому, к тому же, пришлось заплатить за ремонт машины.

Его ситуация — не редкость. Около 30% бензина в Украине не соответствует стандартам качества. А некачественного дизеля в стране- все 50%, уверяет Владислава Хижняк из Госпотребстандарта. Одна из причин в том, что государство вот уже несколько лет вообще не проверяет качество топлива — на это нет денег.

А в это время некачественный бензин и дизель бьет по карману автомобилистов (см. табл.). Потапову, например, пришлось выложить 600 грн. за замену фильтров и промывку двигателя. «Мне еще повезло, если б я не остановился, а попытался доехать своим ходом, то меня бы ждал капремонт двигателя», - говорит он. Его брату подфартило гораздо меньше — однажды после посещения одной из АЗС он «заглох». В результате ему пришлось за ремонт двигателя своей Toyota выложить несколько тысяч гривен.

К чему приводит некачественное топливо*

Размещенное изображение




*По данным ТНК-ВР

Фортуна, лотерея

В идеале, качество топлива в Украине должно соответствовать ГОСТу либо 2001, либо 2007 года, объясняет Сергей Куюн, директор «Консалтинговой компании А-95». Однако, ни один водитель не может со 100% уверенностью предсказать, что именно окажется в его бензобаке.

Ведь топливо в Украине разводят.

Происходит это, обычно, непосредственно на АЗС. Чаще всего во время слива его из бензовозов. По мнению представителей рынка, это самый простой способ, для которого достаточно просто договориться с водителем. В результате, часть бензина продается «налево», а часть разбавляется.

Один из способов - смешать импортный бензин с бензином локального производства. Ведь если украинские НПЗ не всегда дотягивают даже до отечественных стандартов качества, то импортные заводы украинские нормы намного превышают.

Это подтверждают эксперты. Сергей Куюн обращает внимание на один интересный факт: потребление бензина А-95 стабильно и это фиксирует Госкомстат, но его поставки на рынок падают, в частности все больше уступая место поставкам бензина А-92. «Очевидно, что часть 95-го это и есть 92-й», - говорит эксперт. В последнее время, активизировались, по его словам, и перевозки различных суррогатов вроде стабильного бензина, газовый конденсат и различных октаноповышающих присадок типа бензола. Также участились случаи предложений контрабандного топлива.


Борьба с такой «бодягой» ложится, прежде всего, на плечи нефтетрейдеров. Ведь за некачественное топливо они могут схлопотать штраф от Антимонопольного Комитета Украины. Потому нефтекомпании стараются контролировать качество своей продукции по всей цепочке от завода до пистолета, рассказывает Kyiv Post Владимир Гайкалов из ТНК-ВР. Например, перед наливом в железнодорожные цистерны, их осматривают операторы совместно с независимыми представителями. Во время перевозки топливо сопровождают представители охранных организаций. «На нефтебазах с каждой партией отгружаемой продукции выдается паспорт качества», - говорит он. Многие трейдеры также пользуются услугами мобильных лабораторий.

Но поставки на АЗС контролируются точечно, поскольку физический возможности 100-процентного контроля у производителей нет. Потому качество бензина и «плавает».

Чтоб избежать проблем, автомобилисты стараются самостоятельно следить за отечественными АЗС, для чего иногда за свой счет проверяют качество топлива на заправках. Полученные результаты, носящие чисто информативный характер. Например, по данным проекта автолюбителей «Карта качества топлива Украины», в рейтинге самых лучших сетей остаются, в основном, импортеры: ОККО, WOG, Лукойл, Shell.

Контроль за 27 миллионов

Ситуацию можно было бы улучшить, если б в процессе контроля участвовало государство. Но Госпотребстандарт, на который и возложена эта функция, на протяжении нескольких лет вообще не проводит лабораторные исследования топлива. Причина проста — прошлое правительство деньги на эти цели не выделяло, говорит Хижняк.

«Действительно, за неимением средств государственные органы несколько лет фактически не проверяют качество топлива на заправках», - подтверждает Гайкалов. Вместо этого, последние три года ведомство осуществляет так называемый документарный контроль качества — эксперты приезжают на АЗС и проверяют качество топлива по документам.

Хижняк надеется, что вскоре ситуация улучшится. «На сегодняшний день правительством принято решение про выделение средств в сумме 1 млн. 700 тыс. грн на проведение исследований», - заявила она. Более того, правительство планирует выделить 27 млн. грн. на закупку ведомством лабораторий по контролю за качеством нефтепродуктов. Однако работать лаборатории начнут не раньше лета. Ведь Госпотребстандарту предстоит сперва объявить и провести тендер.

А пока что водители борются с некачественным бензином самостоятельно. «Я просто даю негативную рекламу своим близким, - говорит Потапов, - Можно подсчитать — 300грн. в неделю я трачу на бензин. То есть 14 400 грн. я мог бы потратить на их заправках за это год. Вот такой маленький ущерб понесла заправка от моего отказа. Да, это немного. Но теперь я не один - сотрудники, друзья, друзья друзей тоже знают об этом».


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.