Перейти к содержимому

Могут ли быть выгодны автоинвестиции




Может ли покупка автомобилей быть безопаснее и доходнее, нежели инвестиции в любые другие активы, включая акции, произведения искусства или даже золото? Эксперты утверждают, что не только может, но и приносит хорошую доходность.

В «Семнадцати мгновениях весны» штандартенфюрер СС Макс Отто фон Штирлиц (он же советский разведчик Максим Исаев) передвигался на Mercedes MB 230. Хотя в самом романе Юлиана Семенова высокопоставленный эсесовец пользовался «Хорьхом» (Horch-853), что больше соответствовало его статусу: Mercedes 230 считался автомобилем для среднего класса. Всего этой модели было выпущено около 25 тыс. единиц, какая-то их часть попала в СССР в качестве трофеев. Впрочем, почувствовать себя Штирлицем можно и сейчас — примерно за $15 тыс. За эту сумму можно найти машину в неплохой сохранности, даже заводской окраски. Однако, получив в распоряжение такой автомобиль, придется потратиться на реставрацию. Чтобы привести машину в идеальное состояние, потребуется еще порядка $70 тыс., рассказывает собственник одного из автомобилей по имени Сергей. За последние четыре года цены на эту не самую редкую модель Merсedes выросли по меньшей мере вдвое.

Инвестиции в классические автомобили или редкие модели в безупречном состоянии уже давно рассматриваются в качестве потенциального источника будущих доходов. Во времена перестройки некоторые предприимчивые украинцы даже поставили на поток экспорт старых советских автомобилей за рубеж. Но времена изменились: сегодня в Украине также модно инвестировать в антиквариат на колесах и эксклюзивные автомобили. Ежегодно в стране проходят выставки, фестивали, ретропарады и многокилометровые пробеги олдтаймеров. Причем если раньше машины преимущественно вывозились из Украины, то сейчас ситуация меняется, и количество ввезенных авто, имеющих инвестиционный или коллекционный интерес, растет из года в год. И данный тренд присущ не только нашей стране. Спрос на инвестиции в автомобили в последнее время вырос так, что для них даже был создан отдельный индикатор — HAGI Top Index, отслеживающий ценовые колебания на рынке. HAGI Top покрывает 11 брендов и 38 моделей классических автомобилей и был запущен в начале 2009 года. Только в этом году рост индекса составил 8,14%, тогда как широкий индекс фондового рынка S&P Global 1200 снизился 14,15%. Международный индекс стоимости предметов искусства Art Price Global за этот период упал на 29% в пересчете на евро. Индекс Liv-ex 100 Fine Wine, фиксирующий динамику стоимости 100 наиболее редких и изысканных вин, потерял с начала 2008 года 10%. Конкуренцию им могло составить только золото. Однако в отличие от автомобилей, золото спекулятивно переоценено, и у экспертов нет уверенности в его дальнейшем росте. Что уже неоднократно наблюдалось. Индекс же HAGI Top с момента запуска никогда не демонстрировал такой волатильности и целеустремленно двигался вверх.

Продолжают ставить рекорды и аукционы по продаже классических автомобилей. Так, в августе Shelby Daytona Cobra Coupe 1965 года выпуска, на котором знаменитый гонщик Боб Бондюрант выиграл мировой чемпионат FIA в Реймсе, был продан за $7,25 млн. Это самая высокая цена, которую когда-либо платили за автомобиль американского производства на аукционе. На последних аукционах Bonhams было продано от 80 до 98% лотов при обычном уровне 60-80%. Особым спросом пользуются автомобили начала XX века или экземпляры, обладающие интересной историей. В конце лета после аукциона в Калифорнии «копилка» аукционного дома Gooding & C пополнилась на $16,4 млн. Причем столь солидную сумму принес всего один автомобиль. «Потрошителем» кошельков коллекционеров выступил Ferrari 250 Testa Rossa. Это рекордная сумма среди автомобилей, которые когда-либо продавались на аукционах.

Спрос на инвестиционно привлекательные авто в Украине стал активно развивать, с одной стороны, реставрационные, а с другой — тюнинговые центры. Первую группу дополняют и масса мастерских, которые до сих пор существуют в полугаражном состоянии, но при этом все они довольно жизнеустойчивы. Как правило, эти мастерские «покрывают» интерес к вложениям в авто, связанный с классическими автомобилями и реставрацией советской техники. Вторая группа — тюнинговые центры — покрывают самую большую по численности группу автолюбителей, которые инвестируют в автомобиль, чтобы если не приумножить, то хотя бы сохранить стоимость своих «железных коней». Ведь ни для кого не секрет, что как только новый автомобиль покидает автосалон, он тут же приобретает неблагозвучную приставку «б/у» и теряет в цене почти 30% стоимости. Так вот, последние и помогают удержать стоимость автомобиля на вторичном рынке.

В свое время эксперты аналитической компании Automotive Lease Guide даже выяснили, отчего одни модели дешевеют быстрее других, а некоторые с годами начинают стоить намного дороже, чем при покупке. Для того чтобы автомобиль максимально долго сохранял свою цену, модель должна обладать сразу несколькими важными качествами: продвинутой технической начинкой, оригинальной и яркой внешностью, экономичностью расхода топлива, а также репутацией высококачественного авто. Кроме того, эти машины, естественно, должны обладать хорошей управляемостью на дороге. При этом у компактных моделей больше шансов медленно падать в цене, чем у больших авто.

Среди автомобилей, которые лучше всего вписываются в стандарт инвестиционно привлекательных, по версии американского издания Cars That Matter, попали такие знаменитые малолитражки, как Mini Cooper, BMW 1 Series и кабриолет Volkswagen New Beetle Convertible. В качестве косвенного доказательства правоты экспертов может служить популярный некогда Volkswagen Golf II GTI, чье производство началось в 1985-м. Сегодня этот автомобиль уже попал в число самых вероятных кандидатов на звание «раритет XXI века». В свое время этот второй Golf заставил автомобилистов переосмыслить само понятие «спортивный автомобиль». Маленький, быстрый, очень маневренный и в то же время дешевый он был нацелен на активную молодежь. В результате именно он превратил «Гольф» в имя нарицательное, а сам стал одним из наиболее успешных изобретений в истории бренда.

Вячеслав Мироненко


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.