Выбор редактора
Tesla балансирует на грани
04.04 2018 | Авто | Просмотров: 12619

Больше года назад я уже писал о том, как Tesla балансирует на грани, спустя год мало что изменилось. Пора делать обзор ежегодным.
Гигантские убытки, нарушение производственных планов, размывание фокуса, новая авария с жертвами автопилота и расследованием NTSB, очередной самый убыточный квартал в истории - ничего нового, Илон Маск преисполнен оптимизма, называет 2018 год судьбоносным и обещает прибыли уже со второго квартала.
Вопросом о справедливости прогнозов Маска давно задался Bloomberg, судя по его сервису https://www.bloomberg.com/features/elon-musk-goals/ в срок выполняется чуть больше половины заявлений, а в среднем выполнение планов занимают в полтора больше времени ожидаемого. При том, что пока трекер “Блумберга” не отражает всей полноты проблем с запуском Model 3, пока что считая выпуск первых 100 тысяч машин решенным делом начала 2018 года.
Финансовая отчетность 2017 года в целом оказалась хуже прогнозов - против ожидаемого миллиарда “Тесла” потеряла почти два (1,96, если быть точным), а операционные издержки (в финансовой отчетности идут строкой Selling General and Administrative) впервые за последние годы превысили чистый доход от продажи автомобилей даже без учета R&D. Tesla продолжает продавать автомобили в убыток, ничего нового.
Самое смешное, что аналогии провести не с кем: стартапы не смогли развернуть даже малосерийное производство в то время, как Tesla уже перешагнула 250-тысячную отметку продаж.
Faraday Future китайского миллиардера Цзя Юэтина за два последних года объявила несколько моделей, собрала более 60 тысяч предзаказов на модель FF 91 ожидаемой стоимостью около 300 тысяч долларов (можно догадаться, что предзаказы не подразумевали предоплаты), но так и не приступила к постройке завода. Планам серийного выпуска в 2017 году осуществиться было не дано. В начале 2018-го компания объявила о новом раунде финансирования в полмиллиарда долларов, планах еще на миллиард и перенесла запуск первой модели на конец года.
Примерно в это же время должны будут показать свету свой 1000-сильный электрический суперкар американцы из Lucid Motors, которые вроде бы не нарушают собственных планов и даже стали технологическими партнерами команды электрической гоночной серии Formula-E. Какое именно количество noname-суперкаров стоимостью выше 200 тысяч долларов способен переварить рынок, вопрос, но планы продавать по 20 тысяч таких машин в год кажутся излишне оптимистичными.
Хотя бы на примере хорватского электрического суперкара Rimac. В 2013-14 годах создателям удалось продать всего 8 Rimac Concept One (половину - в США). Теперь они выпустили новый Concept S, еще более мощный автомобиль с такими же непонятными перспективами. Кстати, на нем на съемках второго сезона амазоновского телешоу The Grand Tour попал в аварию Ричард Хэммонд.
У традиционных автопроизводителей дела получше, основной бизнес позволяет вкладывать в электромобили без ожидания отдачи. Ее и нет.
Перспективы самого продаваемого электромобиля в истории Nissan Leaf пока не особо ясны - продажи хэтча упали почти втрое с рекордного 2014 года, а вышедшее в прошлом году 2 поколение вдобавок подорожало. Возможно, спрос подстегнет появление в 2018 году версии с заявленным 200-мильным запасом хода (сейчас - примерно на четверть меньше).
Chevrolet вроде бы неплохо продает свой Bolt EV (http://gmauthority.com/blog/gm/chevrolet/chevrolet-bolt-ev/chevrolet-bolt-ev-sales-numbers/), но несколько тысяч автомобилей в месяц тянут максимум на удачную проверку рыночной гипотезы. Значимую долю в своем сегменте (менее 15%) Bolt EV занимает только в Калифорнии, с ее тепличными климатическими условиями и готовыми платить за экологию покупателями.
Мне кажется, что главной плохой новостью для “Теслы” стало появление ягуаровского кроссовера I-pace. Первый электрический кроссовер традиционного автопроизводителя появился в начале 2018 года в салонах дилеров по всему миру, включая российских. Автомобиль уже сравнивают с Model X (англичанин быстрее 75D и медленнее 100D), но корректнее сравнивать автомобиль с Model 3 схожих габаритов. Jaguar доступен только в хороших комплектациях и в них немного дороже доступной сейчас для тестов Tesla, зато оснащен полным приводом и просторнее. Model 3, в свою очередь, более экономична и доступна, в том числе за счет безальтернативного заднего привода.
И, что хорошо заметно по трекеру Блумберг, Tesla пока затянула все без исключения сроки, Jaguar же - ни одного. Особенно неприятно для Tesla смотрится новость о том, что контракт на поставку 20 тысяч I-Pace подписал ни кто иной, как ранее отказавшийся от самостоятельного производства беспилотников Google в лице Waymo.
Успехи одного из конкурентов еще не значат серьезных проблем, на растущем рынке места хватит. Уже никто не сомневается в том, что Model 3 вышла хорошим автомобилем, который выигрывает сравнительные тесты автомобильных экспертов (http://www.motortrend.com/cars/tesla/model-3/2017/the-automobile-2-0-chevrolet-bolt-ev-premier-vs-nissan-leaf-sl-vs-tesla-model-3-long-range/) с той же легкостью, что очаровывает привыкших к электронике журналистов engadget (https://www.engadget.com/2018/03/01/tesla-model-3-review/). Комментаторов почти не смущает, что Tesla решила зарабатывать на своем бизнесе и назначила справедливую цену, которая оказалась высокой. Представленная на тестах Model 3 long range в хорошей комплектации, для которой справедливы оценки, стоит более 60 тысяч долларов. Это минимум в полтора раза дороже компактных конкурентов.
Готовы к такой цене покупатели? Не факт: marketwatch осторожно делится собственной статистикой о том, что предварительный заказ на Model 3 подтверждают всего 30% покупателей второй очереди (это владельцы Model S и Model X) вместо прогнозной величины в 70%.
Ну а раз новостями о проблемах с запуском производства медийное пространство не разогнать, у Tesla нашлась новая идея - грузовики!
Анонсированный “риг” Tesla Semi концептуально похож на легковые автомобили: цена на уровне конкурентов с двигателями внутреннего сгорания, экраны вместо привычных органов управления и яркий дизайн. “Экономика” пока та же - при заявленном расходе энергии менее 2 квт/ч на милю пути и запаса хода в 500 миль, Semi должен нести на борту примерно 1000 квт/ч емкости аккумуляторов. Чья текущая стоимость составляет аккурат ожидаемую стоимость грузовика в 180-200 тысяч долларов, то есть готовый грузовик окажется убыточным.
И подобные нестыковки - не единственная причина, по которой классические производители грузовиков, как мировой лидер Daimler AG, пока не смогли реализовать ничего похожего, хотя пытаются давно. Ничего похожего на рынке нет: из прототипов можно вспонить Cummins Aeos 1, для которого осторожно заявлен 100-мильный запас хода, и Nikola One, тягач на топливных ячейках (то есть водороде или даже природном газе), ожидаемый ближе к 2019 году.
В начале 2019 года можно будет вернуться к теме и оценить справедливость оценок.
Автор: Иван Кошуринов
Гигантские убытки, нарушение производственных планов, размывание фокуса, новая авария с жертвами автопилота и расследованием NTSB, очередной самый убыточный квартал в истории - ничего нового, Илон Маск преисполнен оптимизма, называет 2018 год судьбоносным и обещает прибыли уже со второго квартала.
Вопросом о справедливости прогнозов Маска давно задался Bloomberg, судя по его сервису https://www.bloomberg.com/features/elon-musk-goals/ в срок выполняется чуть больше половины заявлений, а в среднем выполнение планов занимают в полтора больше времени ожидаемого. При том, что пока трекер “Блумберга” не отражает всей полноты проблем с запуском Model 3, пока что считая выпуск первых 100 тысяч машин решенным делом начала 2018 года.
Финансовая отчетность 2017 года в целом оказалась хуже прогнозов - против ожидаемого миллиарда “Тесла” потеряла почти два (1,96, если быть точным), а операционные издержки (в финансовой отчетности идут строкой Selling General and Administrative) впервые за последние годы превысили чистый доход от продажи автомобилей даже без учета R&D. Tesla продолжает продавать автомобили в убыток, ничего нового.
Самое смешное, что аналогии провести не с кем: стартапы не смогли развернуть даже малосерийное производство в то время, как Tesla уже перешагнула 250-тысячную отметку продаж.
Faraday Future китайского миллиардера Цзя Юэтина за два последних года объявила несколько моделей, собрала более 60 тысяч предзаказов на модель FF 91 ожидаемой стоимостью около 300 тысяч долларов (можно догадаться, что предзаказы не подразумевали предоплаты), но так и не приступила к постройке завода. Планам серийного выпуска в 2017 году осуществиться было не дано. В начале 2018-го компания объявила о новом раунде финансирования в полмиллиарда долларов, планах еще на миллиард и перенесла запуск первой модели на конец года.
Примерно в это же время должны будут показать свету свой 1000-сильный электрический суперкар американцы из Lucid Motors, которые вроде бы не нарушают собственных планов и даже стали технологическими партнерами команды электрической гоночной серии Formula-E. Какое именно количество noname-суперкаров стоимостью выше 200 тысяч долларов способен переварить рынок, вопрос, но планы продавать по 20 тысяч таких машин в год кажутся излишне оптимистичными.
Хотя бы на примере хорватского электрического суперкара Rimac. В 2013-14 годах создателям удалось продать всего 8 Rimac Concept One (половину - в США). Теперь они выпустили новый Concept S, еще более мощный автомобиль с такими же непонятными перспективами. Кстати, на нем на съемках второго сезона амазоновского телешоу The Grand Tour попал в аварию Ричард Хэммонд.
У традиционных автопроизводителей дела получше, основной бизнес позволяет вкладывать в электромобили без ожидания отдачи. Ее и нет.
Перспективы самого продаваемого электромобиля в истории Nissan Leaf пока не особо ясны - продажи хэтча упали почти втрое с рекордного 2014 года, а вышедшее в прошлом году 2 поколение вдобавок подорожало. Возможно, спрос подстегнет появление в 2018 году версии с заявленным 200-мильным запасом хода (сейчас - примерно на четверть меньше).
Chevrolet вроде бы неплохо продает свой Bolt EV (http://gmauthority.com/blog/gm/chevrolet/chevrolet-bolt-ev/chevrolet-bolt-ev-sales-numbers/), но несколько тысяч автомобилей в месяц тянут максимум на удачную проверку рыночной гипотезы. Значимую долю в своем сегменте (менее 15%) Bolt EV занимает только в Калифорнии, с ее тепличными климатическими условиями и готовыми платить за экологию покупателями.
Мне кажется, что главной плохой новостью для “Теслы” стало появление ягуаровского кроссовера I-pace. Первый электрический кроссовер традиционного автопроизводителя появился в начале 2018 года в салонах дилеров по всему миру, включая российских. Автомобиль уже сравнивают с Model X (англичанин быстрее 75D и медленнее 100D), но корректнее сравнивать автомобиль с Model 3 схожих габаритов. Jaguar доступен только в хороших комплектациях и в них немного дороже доступной сейчас для тестов Tesla, зато оснащен полным приводом и просторнее. Model 3, в свою очередь, более экономична и доступна, в том числе за счет безальтернативного заднего привода.
И, что хорошо заметно по трекеру Блумберг, Tesla пока затянула все без исключения сроки, Jaguar же - ни одного. Особенно неприятно для Tesla смотрится новость о том, что контракт на поставку 20 тысяч I-Pace подписал ни кто иной, как ранее отказавшийся от самостоятельного производства беспилотников Google в лице Waymo.
Успехи одного из конкурентов еще не значат серьезных проблем, на растущем рынке места хватит. Уже никто не сомневается в том, что Model 3 вышла хорошим автомобилем, который выигрывает сравнительные тесты автомобильных экспертов (http://www.motortrend.com/cars/tesla/model-3/2017/the-automobile-2-0-chevrolet-bolt-ev-premier-vs-nissan-leaf-sl-vs-tesla-model-3-long-range/) с той же легкостью, что очаровывает привыкших к электронике журналистов engadget (https://www.engadget.com/2018/03/01/tesla-model-3-review/). Комментаторов почти не смущает, что Tesla решила зарабатывать на своем бизнесе и назначила справедливую цену, которая оказалась высокой. Представленная на тестах Model 3 long range в хорошей комплектации, для которой справедливы оценки, стоит более 60 тысяч долларов. Это минимум в полтора раза дороже компактных конкурентов.
Готовы к такой цене покупатели? Не факт: marketwatch осторожно делится собственной статистикой о том, что предварительный заказ на Model 3 подтверждают всего 30% покупателей второй очереди (это владельцы Model S и Model X) вместо прогнозной величины в 70%.
Ну а раз новостями о проблемах с запуском производства медийное пространство не разогнать, у Tesla нашлась новая идея - грузовики!
Анонсированный “риг” Tesla Semi концептуально похож на легковые автомобили: цена на уровне конкурентов с двигателями внутреннего сгорания, экраны вместо привычных органов управления и яркий дизайн. “Экономика” пока та же - при заявленном расходе энергии менее 2 квт/ч на милю пути и запаса хода в 500 миль, Semi должен нести на борту примерно 1000 квт/ч емкости аккумуляторов. Чья текущая стоимость составляет аккурат ожидаемую стоимость грузовика в 180-200 тысяч долларов, то есть готовый грузовик окажется убыточным.
И подобные нестыковки - не единственная причина, по которой классические производители грузовиков, как мировой лидер Daimler AG, пока не смогли реализовать ничего похожего, хотя пытаются давно. Ничего похожего на рынке нет: из прототипов можно вспонить Cummins Aeos 1, для которого осторожно заявлен 100-мильный запас хода, и Nikola One, тягач на топливных ячейках (то есть водороде или даже природном газе), ожидаемый ближе к 2019 году.
В начале 2019 года можно будет вернуться к теме и оценить справедливость оценок.
Автор: Иван Кошуринов
При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена .
Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.