Перейти к содержимому

Украинский автопром сам себе роет яму




Украинские автопроизводители пожаловались властям на снижение спроса среди украинцев на отечественные автомобили. По мнению промышленников, активный ввоз машин из-за границы сокращает продажи автомобилей украинской сборки, чем ставит под угрозу существование автомобильной отрасли Украины. Министерство экономики, развития и торговли озаботилось проблемой автопроизводителей и поручило специальной комиссии провести расследование в отношении импорта легковых автомобилей. В случае необходимости украинское правительство может повысить ввозные пошлины на этот вид товара, что, по мнению представителей отечественного автопрома, позволит стимулировать спрос на украинские автомобили. Однако, как отмечают эксперт, заградительные пошлины на импортные авто могут не только поддастся критике со стороны ВТО, но и принести прямо противоположный эффект - вообще затормозить автопродажи в Украине.

Украинцы предпочитают иномарки

Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) решила провести специальное расследование относительно импорта легковых автомобилей. Ассоциация автопроизводителей Укравтопром уже не раз обращалась в Министерство экономики, развития и торговли с просьбой о проведении такого спецрасследования. Представители отечественного автопрома обращали внимание правительства на то, что соотношение импорта и собственного производства явно не в пользу последнего. Так в 2008-2010 годах наблюдался значительный рост объемов импорта легковых автомобилей, в то время как доля покупки этого товара в Украине выросла всего на 16%, а украинское автопроизводство - на 33%. Эти тенденции, по словам автопроизводителей, стали причиной сокращения объемов производства, доходов и занятости в отрасли, и уже превратились в настоящую угрозу. Исходя из этого, промышленники попросили правительство установить ввозную пошлину на легковые автомобили сроком на 4 года.

И в правительстве решили пойти им навстречу. Минэкономразвития поручило провести расследование и определить, какой вред причинил национальному товаропроизводителю легковых ввоз в Украину автомобилей иностранного производства. Если окажется, что импорт действительно угрожает украинскому автопрому, не исключено, что правительство примет специальные ограничительные меры – специальную пошлину на ввоз легковых автомобилей.

Ударить пошлинами по импорту

Нынешняя пошлина на импорт автомобилей составляет 10%, и согласно обязанностям Украины в рамках членства в ВТО в 2013 году должна быть понижена до 5%(до вступления страны в ВТО в 2008 г. пошлина на импорт автомобилей составляла 25%). Но в случае, если украинское правительство примет решение о защите отечественных автопроизводителей, может быть введена заградительная пошлина на импорт иномарок на уровне 34% сроком до 4 лет. "Согласно соответствующему законодательству, правительство может ввести предварительные пошлины на импорт уже через 45 дней после начала расследования. Если власти поддержат инициативу автопроизводителей, то котировки акций компании "Богдан Моторс" вырастут, однако долгосрочного позитивного эффекта для украинских автопроизводителей ожидать не стоит", - рассказал эксклюзивно для UBR.UA управляющий директор аналитического департамента инвесткомпании Dragon Capital Андрей Беспятов.

Вместе с тем, по мнению старшего аналитика инвестгруппы "Арт Капитал" Алексея Андрейченко, введение ввозных пошлин на легковые автомобили может послужить дополнительным стимулом для зарубежных компаний, которые рассматривают возможность размещения производства своих автомобилей на базе украинских заводов. "Таких стратегических инвесторов ищет как компания "Богдан Моторс", так и "Укравто", - отметил Андрейченко.

А что скажет ВТО?

Однако на пути процветанию украинского автопрома могут встать нормы Всемирной торговой организации. По мнению аналитиков, введение заградительных пошлин вряд ли будет успешно согласовано с ВТО. "Я думаю, что Украине будет сложно повысить барьер для импортных автомобилей, поскольку это не будет укладываться в рамки ВТО. Во время кризиса наше правительство принято решение о повышение импортных пошлин на некоторые целевые товары. Это решение было негативно воспринято многими странами-участницами ВТО. Но тогда был кризис, и многие страны так поступали, чтобы защитить своих товаропроизводителей. А сегодня кризис закончился, и нашему государству будет тяжело найти оправдание таким заградительным мерам", - рассказал эксклюзивно для UBR.UA аналитик Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин.

Эксперт считает, что отечественный автопром сегодня и так достаточно глубоко интегрирован в мировой рынок – украинские автозаводы давно используют импортные комплектующие – поэтому не стоит надеяться, что с введением импортных пошлин, мировые автомобильные гранды сразу начнут заходить в Украину. "К нам им нет смысла заходить. Те четыре крупнейшие автомобилестроительные компании, которые контролируют львиную долю мирового автопрома, уже заходят в Россию, где рынок гораздо больше. А из России уже везут в Украину", - пояснил Газизуллин.

Обратный эффект

Вместе с тем, желание украинских автопроизводителей стимулировать внутренний спрос (и собственные доходы соответственно) путем повышения ввозных пошлин на иномарки может дать прямо противоположный эффект – автопродажи серьезно сократятся. "Доля отечественных автомобилей на украинском рынке новых авто составляет 30%. Соответственно 70% - это импортные автомобили. Размер импортной пошлины должен быть определен в результате расследования Минэкономразвития. Но в целом, если гипотетически предположить, что новая пошлина составит 34% вместо сегодняшних 10%, то стоимость новых авто должна вырасти в среднем на 20%", - рассказал аналитик инвесткомпании Astrum Investment Management Игорь Билык.

Вслед за подорожанием иностранных авто отечественные автопроизводители тоже повысят цены на свою продукцию. Это может притормозить рынок автопродаж в Украине, до конца не восстановившийся после экономического кризиса. "Так было всегда: как только в Украине повышаются цены на импортные автомобили, отечественные автомобили тоже дорожают. Украинские автопроизводители стараются не отставать от иностранных и тоже быстро подтягиваются и их ценовому уровню. Таким образом, отечественный автопром просто будет получать больше прибылей", - пояснил Билык. Несмотря на введение пошлин на импортные авто, украинцы не станут покупать больше отечественных автомобилей. Более того, уровень автопродаж в Украине вообще может упасть. "По соотношению цена/качество импортные автомобили больше устраивают людей. Но надо понимать, что у каждой ценовой категории есть свой покупатель: есть покупатели и на наши "ланосы", и на импортные "лексусы". Иностранные автомобили как правило, приобретают люди со средним уровнем достатка и выше, а отечественные – люди с достатком ниже среднего. Думаю, подорожание в 20% не заставит людей с уровнем достатка выше среднего отказаться от покупки запланированного автомобиля. А те, у кого доходы ниже среднего, могут отложить покупку автомобиля вообще. Поэтому, я считаю, что введение импортных пошлин притормозит и так не восстановившийся до конца рынок автопродаж в Украине", - считает Билык.


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.