Перейти к содержимому

Кредиты МВФ: между последней надеждой и шагом в пропасть?




Миссия или Мессия? Приезда делегации Международного валютного фонда под завесу года ждали все — на Банковой, Институтской и Грушевского. Наверное, ждали бы и простые люди, если бы им кто-то смог доходчиво объяснить, что кредиты фонда — это возможность пережить зиму с нынешней ценой на газ и гарантированно удержать от колебаний курс гривни.

Однако по итогу в Вашингтоне своих посланников в Киев решили пока не отправлять. Как официально заверили в фонде — по просьбе украинской власти для переговоров с уже новым составом правительства. Но если в том, что старого или нового премьера Украина рано или поздно все равно получит, никто не сомневается, то в отношении продолжения программы сотрудничества с МВФ у многих «есть вопросы».

В следующем году украинское правительство должно погасить суверенные внешние обязательства на сумму более 10 млрд. долл., из которых 5,6 млрд. долл. — кредиты МВФ. Учитывая охлаждение мировой и украинской экономик, сокращение золотовалютных резервов, официальному Киеву кровь из носу нужно добиться рефинансирования текущих долгов перед фондом. Но пока не срослось.

Версия первая — общепринятая
Все, что Украине нужно было сделать для получения новых траншей кредитных средств от МВФ, — это повысить тарифы на газ и тепло для населения примерно на 100% за год. Таким образом, средние расходы украинской семьи на обогревательно-пищевой газ должны были увеличиться почти до 4200 грн. в год (или около 350 грн. в месяц). Выдвигая такие условия, в МВФ соглашались, что в стране с прожиточным минимумом в 1100 грн. такой рост тарифов существенно ударит по социально незащищенным слоям населения, и предлагали государству разработать механизм субсидий.

Однако энтузиазма в правительстве это предложение не вызвало. Прежде всего потому, что некоторые группы во власти за последние годы слишком плотно присели на дельту, которая создается при почти пятикратной разнице в ценах газа для населения (90 долл. за 1000 кубометров при потреблении до 6 тыс. кубометров в месяц) и рыночной цене в 420—430 долл.

Списывай газ на население и перепродавай его промышленным потребителям либо просто сжигай в котельных и получай компенсацию в разнице тарифов из госбюджета. Только разница в тарифах образует в бюджете НАК «Нафтогаз Украины» ежегодную дыру в 1,5 млрд. долл., которые, по закону сохранения энергии, оседают в частных карманах приближенных к трубе бизнесменов.

Понимание этой схемы якобы и стало главной причиной нежелания МВФ продолжать кредитование Украины, даже несмотря на тот факт, что практически все остальные условия — в кредитно-денежной и бюджетной политике, а также в реформировании пенсионной системы — были выполнены. По крайней мере, формально.

Версия вторая — конспирологическая
Кроме общепринятой версии «про газ», в экспертной среде бытует мнение, что МВФ не планировал возобновлять сотрудничество с Украиной, даже несмотря на достаточно серьезный прогресс украинской стороны в выполнении условий программы stand-by.

На решение чиновников из Вашингтона оказывала и оказывает влияние большая политика, в которой Украина в последнее время чувствует себя (по известным причинам) не очень комфортно. «У меня простой вопрос: почему сегодня в непростых условиях в мировой экономике и снижения темпов роста ВВП Украина не может рассчитывать хотя бы на рефинансирование полученного кредита? Мне как гражданину крайне сложно поверить, что такие решения являются политически немотивированными», — говорит председатель правления «Дочернего банка „Сбербанка России“ Игорь Юшко.

Его не менее авторитетный коллега из крупного украинского банка считает, что Украина для МВФ выступает неким тестовым полигоном, во взаимоотношениях с которым можно проявлять жесткость для демонстрации силы другим партнерам фонда. «Ведь надо же как-то показывать Греции и Кипру, что непослушание и невыполнение рекомендаций приведет к остановке финансирования. Должен быть наглядный пример — страна, которую наказывают даже не за самые грубые просчеты», — отмечает финансист. Кроме того, по его мнению, ухудшение ситуации в одной из стран ЦВЕ будет выгодно коррелировать с состоянием других экономик в регионе.

«Сама концепция, навязанная нам МВФ, вредоносна. Это идеология, навязанная нам США, — инвестиции только из-за рубежа, национальной валюты нет. Все это приводит к долларизации, высоким процентным ставкам, отсутствию длинных денег и, как результат, к замораживанию развития экономики, — подчеркивает экс-зампред Нацбанка Сергей Яременко. — Но никто из политиков не наберется смелости сказать об этом вслух. Никто не решится сказать, что мы строили ошибочную модель. Вместо этого мы говорим, что у нас недостаток реформ. А какие реформы надо сделать во Франции, Италии, Испании, Греции, Германии? Это же тот образец, к которому толкает нас МВФ. А он валится. Значит, дело не в реформах, а в чем-то другом. В навязанной системе».






При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.