Перейти к содержимому

Выбор редактора

О внешних долгах Украины




Нам удалось получить информацию из Министерства Финансов по состоянию внешнего долга на 01.01.2017 и планируемым выплатам до 2050 года. Но поскольку перекрёстный анализ этой информации создал ещё несколько вопросов, особенно по самому большому вопросу последних лет, а именно проведённой реструктуризации Яресько, то исследование продолжилось в этом направлении. В результате проведённого исследования у меня есть большие основания утверждать, что во-первых заявленной критичной необходимости реструктуризовать внешние коммерческие долги в 2015 году не было (кроме Российского 2-х летнего Евробонда), во вторых заявленного нашим правительством 20% списания долгов - не было. Поскольку это крайне серьезные обвинения, я приведу свои доводы и после этого хотелось бы получить комментарий от Министерства Финансов, по самому главному вопросу: а все таки на каких условиях мы в конечном итоге договорились с кредиторами и чего нам ожидать в будущем?

Рис.1
Прикрепленное изображение: dolg1.jpg

Часть 1. Тезисы по внешнему долгу государства.

  • Общий долг государства на 01.01.17 - 45.604 млрд долларов. Из них государственный долг составляет 36.048 млрд, а гарантированный государством - 9.556 млрд.

  • Фактически гарантированный государством долг является также прямым долгом государства, потому что основным его держателем есть НБУ, который должен МВФ - 6.132 млрд или 64% гарантированного государством долга.

  • России мы должны как минимум 4.1 млрд долларов. 3 млрд по ОЗДП 2013 года (кредит Майдана Януковича), 500 млн мы должны Газпромбанку (под гарантии государства) и 605 млн правительству России.

  • МВФ на текущий момент стал самым главным кредитором Общая задолженность МВФ составляет 13.074 млрд. хотя ещё на начало 2014 года это было не так.

  • Вторым самым крупным кредитом есть коммерческие ОЗДП реструктуризованные Яресько в 2015 году - 13.043 млрд.

  • На рисунке 1. Представлены сводные данные по кредиторам с размером долга, а также ставками по обслуживанию кредитов. Как Вы можете видеть Коммерческие ОЗДП по реструктуризации Яресько очень сильно выделяются по процентным ставкам на обслуживание кредитов. Они в 2-3 раза дороже других взятых государством обязательств (7.75%). А проценты по их обслуживанию - более 1 млрд долларов в год - это очень много. Более того по ним ещё регламентирована выплаты на протяжении 20 лет с 2021 по 2041 году в зависимости от роста ВВП, что фактически либо требует отдавать кредиторам почти все проценты роста экономики, либо Украине влачить нищенское существование с ростом экономики 1-3% в год.

  • В плане выплат - выплата 3 млрд кредита Януковича от России не числится вообще, как и проценты по его обслуживанию. Т.е фактически эта сумма долга в подвешенном состоянии. Мне удалось получить информацию, что Россия выиграла суд по этим евробондам 2013 года, но Украина подала апелляцию и пока вопрос что делать с этим кредитом - не решён. В то же время 605 млн долларов по соглашению с Россией ещё с 1997 года платятся тело без процентов и эта сумма должна быть погашена за 5 лет.

  • Поскольку Министерство Финансов выдало информацию только по выплатам государственных долгов, я провёл анализ и нашёл график выплат также по самому крупному гарантированному долгу государства - а именно долгу НБУ, который более 6 млрд долларов МВФ. Фактически взятый 5 млрд кредит 13 марта 2015 года в резервы НБУ, будет погашаться 12 частями с сентября 2019 года по март 2025 года, На Рисунке 2 представлена общая долговая нагрузка на экономику Украины на 2017-2027 года (государственный долг + оплата тела НБУ от 13.03.2015).

  • Как можно видеть самая большая нагрузка на экономику предвидится на 2019-2020 года. И это не результат работы Януковича и старых долгов - это результат работы Министерства Финансов в 2014-2015 годах.

Рис.2.
Прикрепленное изображение: dolg2.jpg

На Рисунках 3 и 4 показаны выплаты 2-м самым крупным кредиторам – МВФ (с сайта МВФ) в млн SDR (примерно 1.38 USD/SDR) и коммерческим ОЗДП 2015 на 2017-2027 года.

Рис.3
Прикрепленное изображение: dolg3.jpg

Рис.4
Прикрепленное изображение: dolg4.jpg

Часть 2. Реструктуризация имени Яресько.

Поскольку коммерческие долги реструктуризованные Яресько крайне выделяются на фоне других долгов, я постарался выяснить собственно откуда они взялись и на каких условиях и кем брались.

Мне удалось найти 3 источника: которые не противоречат друг другу и поэтому очевидно достоверны:

  • План график Минфина на начало 2014 года по выплатам внутренних и внешних долгов на период с 2014 по 2040 год

  • Данные по обязательствам по еврооблигациям с процентами и датами погашения по каждой еврооблигации Гос долга на 23.07.2015 от Минфина.

  • Более 100 страничный документ на английском языке рассылаемый кредиторам по условиям реструктуризации, который требует очень много времени на изучение, но я постарался в нем найти основные факты относительно реструктуризации.

Итак. Чтобы было более-менее наглядно, я сформировал табличку данных (Рисунок 5) по Евробондам на середину 2015 года, числящиеся к погашению. А также результат работы Министерства Финансов и ситуация по погашению тела коммерческих долгов на 01.01.2017 (после реструктуризации).

Рис.5
Прикрепленное изображение: dolg5.jpg

Основные тезисы:

  • На момент реструктуризации общая сумма Евробондов под государственным долгом числящихся к погашению составляла 12.55 млрд долларов и 600 млн евро. По курсу евро-доллар на июль 2015 1.10 - это 13.21 млрд долларов. + 3 млрд долларов евробондов декабря 2013 от России. Итого 16.21 млрд долларов

  • Основная часть этих евробондов появилась в момент нахождения Януковича при власти. Янукович не работал с МВФ, но работал на коммерческом рынке ОЗДП. Особенно много взяли в 2012 году под Евро 2012. В то же время, здесь нужно заметить, что обслуживать 30 млрд долларов долгов при размере экономики в 180 млрд - это не то же самое, что обслуживать 40-45 млрд долларов долгов при размере экономики в 90 млрд долларов.

  • Посмотрите внимательно на объёмы погашения тела кредитов по евробондам на 2015-2019 год. За 5 лет нам нужно было погасить не считая Российских 3 млрд - всего 6.7 млрд коммерческих долгов. К сентябрю 2015 года государство имело профицитный бюджет и погасить 600 млн евро и 500 млн долларов было в состоянии. Вместо этого - государство раздало в декабре 2015 на 5 млрд долларов денег с бюджета, часть из которых коррупционная система перевела в доллары в начале 2016 года и курс все равно обвалился!

  • Обратите внимание на общий объём годовых выплат по обслуживанию ОЗДП. До реструктуризации он составлял 1003 млн долларов в год. После реструктуризации - 1010 млн.

  • Но самый большой вопрос у меня вызывает общая сумма ОЗДП 2015 числящихся на балансе на 01.01.2017 года. - 13043 млрд после реструктуризации, при том, что на 01.01.17 года курс евро-доллар был 1.06, и в условии что 3 млрд ОЗДП 2013 России года не реструктуризировались. Нам правительство и Министр Финансов трубили, что мы списали 20% всех долгов! Но где это списание!!?? Если общая сумма долга государства, если и уменьшилась, то только на 170 млн долларов!!!!

Я постарался получить ответ на этот вопрос и полез собственно в документы реструктуризации.
Собственно, вот текст основного предложения (на рис 6) на английском языке, который говорит что 1000 долларов-евро старых бумаг меняются на 800 долларов-евро новых бумаг и 200 долларов-евро бумаг зависящих от роста ВВП.

Рис.6
Прикрепленное изображение: dolg6.jpg

Т.е фактически данное предложение говорит о том, что никакого 20% списания долгов не было! Есть просто 2 вида новых бумаг, на те же 1000 долларов по номиналу, но с разными условиями. 1-е идут по ставке 7.75% в год, вторые - хитрая формула по расчёту выплат кредиторам в зависимости от роста экономики, которая в благоприятном случае развития нашей экономики, при номинальной стоимости долгов в 3 млрд долларов требует выплатить кредиторам в 2021-2041 годах суммы, которые можно оценить в более чем 20 млрд долларов!!!
В то же время Яресько рассказывала, что кроме государственных долгов в реструктуризацию попали и часть гарантированных долгов. Я постарался проверить это и нашёл следующую информацию:

Общая оценочная сумма выпуска ВВП-зависимых облигаций была оценена в 3607 млрд долларов (в зависимости от курса Евро). (Рисунок 7).
Рис.7
Прикрепленное изображение: dolg7.jpg

Если это 20%, то общая оценочная сумма подлежащая реструктуризации - 18035 млн долларов. Если мы говорим, что с учётом евробондов России до реструктуризации числилось 16210 млн долларов, то не хватает примерно 1800 млн. И я их нашёл.
Смотри рисунок 8:
Прикрепленное изображение: dolg8.jpg
Вот таблица предлагаемых к реструктуризации долгов - Государственные долги, те же которые у меня указаны в таблице, и ещё 3 гарантированных долга на сумму 1808 млн долларов.

Я постарался выяснить что это за долги и вышел на государственное предприятие Фининпро, занимающееся финансированием инфраструктурных проектов Украины.
http://cbonds.ru/org...s/emitent/14774

Здесь числятся эти 3 облигации с датой реструктуризации 12.11.2015, но с процентами не 7.75% как описывает документ, по новым нотам, а с теми же изначальными ставками, под которые они размещались, что меня наталкивает на мысль, что они отдельно и не включены в государственный долг.

Но даже если включены, тогда общая сумма 15035 * 0.8 (без 3 млрд долгов России) по заявленной 20% обнулению долгов никак не выходит на сумму 13043

Поэтому у меня собственно основной вопрос: на каких условиях реально проведена реструктуризация и каких подводных камней нам стоит ожидать???

Часть 3. Что же делать?

Конечно все мы понимаем, что государство Украина находится в достаточно плохой ситуации и многие эксперты говорят, что нам надо продолжать сотрудничать с МВФ как основным гарантом стабильности нашей финансовой системы.

Попробую высказать свои соображения на этот счёт:

  • Соглашусь что кредиты выдаваемые МВФ под 2% годовых - очевидно достаточно дешёвые. Хотя, как показывает моя таблица - это примерно средняя ставка выдаваемая на уровне правительственной поддержки. В то же время, хотел обратить на 1 факт. Если МВФ даёт деньги на 5 лет (базовая договорённость) и даёт их в течение нескольких лет, то государство приводится в состоянии постоянных переговоров с МВФ. Если мы не выплачиваем долги - то нам их постоянно необходимо реструктуризовать.

  • Более того, хотел бы обратить ваше внимание на факт: если у нас числится 40-45 млрд долгов, при отдаче тела в течении 5-10 лет, то государству необходимо отдавать каждый год 4-8 млрд долларов либо их реструктуризовать.

  • Очевидно, что важной составляющей по повышению кредитных рейтингов Украины является введение 3-5 летнего бюджетного процесса, с минимальным дефицитом сводного бюджета, что будет способствовать повышению кредитных рейтингов государства и минимизации ставок по реструктуризации внешних долгов. Например, под гарантии США - ставка меньше 2%.

  • Очевидно, что реструктуризация Яресько должна быть проаудирована, а долги, как самые дорогие - погашены в первую очередь. И конечно же должны быть отменены ВВП-зависимые выплаты кредиторам!

  • Ну и самое последнее - самое важное. В любом случае, если у нас объём экономики менее 100 млрд долларов - нам крайне трудно обслуживать государственные долги в размере 40-45 млрд долларов. Это слишком большая нагрузка. Поэтому, нам нужна реализация стратегии быстрого роста экономики как минимум до 200-250 млрд долларов, что даже при уменьшении нагрузки на экономику до 30% с текущих 40% позволит государству проще обслуживать долги.

Автор: Даниил Монин


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.