Перейти к содержимому

Выбор редактора

Операция "антиофшор": show must go on?




Сложно сказать, имеют ли два события — очередное крушение надежд на получение от Москвы существенных скидок по газовым ценам и проведение 18 декабря с.г. для представителей крупного и очень крупного бизнеса презентации законопроекта о трансфертном ценообразовании — прямую взаимосвязь. Все-таки обещания урегулировать проблему практикуемого многими украинскими ФПГ масштабного уклонения от налогов через офшорные операции звучало в том числе из уст нынешнего главы налогового ведомства Александра Клименко уже неоднократно.

Но также очевидно, что нынешняя кризисная «злоба дня» вынуждает действующую власть быть намного решительнее в подходах к доению священных коров, нежели прежде. И все-таки браться за разгребание завалов, к которым раньше боялись даже всерьез подступиться. После принятия парламентом «антиоптимизаторского» закона о налогообложении операций с ценными бумагами фискалы взялись латать другую дыру, через которую мимо госбюджета также ежегодно вытекают десятки миллиардов. Это значит, что бои вокруг законопроекта о трансфертном ценообразовании могут оказаться как минимум не менее тяжелыми и зрелищными, чем за ценно-бумажный.

Правда, кровь может и не пролиться, учитывая публично продемонстрированную руководством налогового ведомства подчеркнутую готовность к диалогу, а также демонстративную уверенность А.Клименко в том, что закон будет принят в целом уже в первом квартале 2013-го, вступив в силу с 1 июля 2013-го или 1 января 2014 года. Это дает основания полагать, что на верху принципиальная договоренность о компромиссе в этом вопросе уже достигнута. Хотя, учитывая огромную цену вопроса, одновременно и сомневаться, как далеко могут зайти компромиссы, если олигархи готовы вроде бы так легко согласиться на бескровный вариант.

По подсчетам ГНСУ, с помощью трансфертного ценообразования (ТЦ) из Украины за границу выводится из-под налогообложения до 100 млрд. грн. ежегодно, в результате чего госбюджет недополучает 20—25 млрд. грн. Механика процесса, в отличие от ценно-бумажных схем, не слишком хитроумна и уже давно и хорошо известна. Заключается она преимущественно в том, что произведенная в Украине продукция продается связанным структурам по заниженным ценам в страны с более низкой, нежели в нашей стране, налоговой нагрузкой. Причем реализуется таким образом более половины (54%) украинского товарного экспорта.

Подобные операции распространены и внутри страны, хотя и с определенной спецификой. «Если за границей оптимизируется стоимость приобретения и накапливается прибыль, то в Украине оптимизируется налогообложение прибыли от конечной продажи и НДС. При этом использование „одноразовых“ компаний сочетается с субъектами специального налогового режима (как плательщиками единого налога, так и, например, субъектами сельскохозяйственного производства)», — отмечает старший юрист Integrites Ярослав Абрамов.

В «трансфертном» смысле Украина не уникальна. В развитых странах бизнес тоже пользуется подобными схемами. Цена вопроса в масштабах мировой экономики — более 20 трлн. долл. в год. Поэтому неудивительно, что правительства других стран в условиях кризиса и снижения бюджетных доходов тоже активизировали борьбу с офшорной оптимизацией. Другой стороной этого явления в украинском контексте является то, что в нашем государстве такими схемами злоупотребляют не только компании отечественного происхождения, но и транснациональные корпорации.

По словам члена правления УСПП Алексея Рудакова, трансфертным ценообразованием пользуются, прежде всего, предприятия металлургии, химической, нефтехимической отраслей. В свою очередь, адвокат ЮФ «Горошинский и партнеры» Дмитрий Овсий констатирует, что объектами для ценовых манипуляций становятся и недвижимость, неликвидные «мусорные» акции, объекты интеллектуальной собственности. «Причем такие объекты могут использоваться и как объекты купли-продажи, и как объекты лицензионных соглашений при выплате роялти их владельцу», — уточняет правовед.

Подобными операциями грешат «также компании, работающие с продуктами питания, бытовой техникой, недвижимостью, в медицинской отрасли», дополняет руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский. При этом он, ссылаясь на независимые оценки, называет цифры куда более впечатляющие, чем у налоговиков: убытки для госбюджета в результате злоупотреблений с трансфертным ценообразованием составляют около 15—20 % официального ВВП.

Благодаря существованию множественных пробелов в законодательстве, у налоговых «уклонистов» (особенно с хорошей «крышей») нет необходимости особо прятаться — оптимизационные операции могут осуществляться на практически легальной основе. Это подталкивает фискальные органы, если выражаться дипломатично, балансировать в своих действиях на грани законности, зачастую превышая полномочия. «К сожалению, рычаги, которые нередко использует государство для определения обычных цен, цивилизованными назвать трудно. При отсутствии определенной методики по изменению цены операции налоговики часто просто признают операцию такой, что не касается коммерческой деятельности предприятия», — рассказывает партнер МЮГ AstapovLawyers Татьяна Кузьменко. При этом, дополняет старший консультант отдела налогового и юридического консультирования KPMG в Украине Анна Коробова, на основании отсутствия связи с хозяйственной деятельностью обжалованию подлежат в том числе убыточные сделки между связанными лицами.

«Подпункт 153.2.6 Налогового кодекса исключает возможность осуществления „убыточных“ операций со связанными лицами. Эта норма предполагает, что даже если фактические расходы, связанные с продажей товара, превышают доходы от его продажи связанным лицам, в налоговом учете такие суммы расходов и доходов должны быть равными», — объясняет партнер ЮК «Морис Групп» Владимир Костюк.

Но это капля в море. Я.Абрамов подчеркивает, что редкие исключения (такие, как известные судебные дела относительно использования схем с роялти, или недавнее обнародование налоговыми органами списков офшоров крупнейших украинских промышленных групп) не только не меняют ситуацию, но и подтверждают несостоятельность контролирующих органов в текущих условиях защитить позицию государства. «Судебные решения в этих спорах были вынесены в пользу налогоплательщиков», — отмечает юрист.

Определенным образом расширить возможности ГНСУ должна статья 39 Налогового кодекса («Методы определения и порядок применения обычной цены»), которая вступает в силу с 1 января 2013 года. Однако она, опять же, содержит немало минусов, которые могут усложнить жизнь и налоговикам, и бизнесу. В последнем случае из-за неурегулированности ряда вопросов речь идет о фактическом создании предпосылок для волюнтаризма фискалов.

По мнению президента Украинского национального комитета Международной торговой палаты Владимира Щелкунова, к таким относятся отсутствие минимальной суммы контролируемых операций, отсутствие критериев для сравнения условий сделок, отсутствие перечня конкретных источников официальной информации для определения уровня обычных цен, недетализированность большинства методов определения обычной цены, отклонения от которой на 20% является основанием для доначисления налоговых обязательств.

«Отсутствие четкой правовой базы может способствовать украинским налоговым органам в применении фискального подхода при осуществлении проверок налогоплательщиков», — резюмирует А.Коробова из KPMG.

Трансфертные новации: эффективнее и комфортнее?
В течение нынешнего года появлялись несколько законопроектов по трансфертному ценообразованию. Разработчиком одной из версий был Минфин. Однако документ был, мягко говоря, далек от совершенства, получив в свой адрес множество критических замечаний. Негативные оценки вызвали в том числе перечень контролируемых операций, методы определения цены, сроки проверок, порог контролируемости операций (предлагалось установить 10 млн. грн.). «Минфин предлагал контролировать почти все, в том числе цены по операциям с контрагентами, которые декларируют убытки, что налогоплательщику контролировать невозможно», — поясняет эксперт комитета по вопросам налоговой политики Американской торговой палаты Вадим Медведев (Avellum Partners).






При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.