Перейти к содержимому

Выбор редактора

Азербайджанский вектор




Азербайджанская государственная нефтяная компания SOCAR намеревается увеличивать поставки нефти в Украину, развивать сеть автозаправочных станций. Однако перерабатывать нефть в нашей стране при существующей налоговой политике азербайджанские нефтяники считают экономически нецелесообразно. Об этом, в частности, шла речь в ходе первого Международного нефтяного саммита в Киеве.

Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики (ГНКАР/SOCAR) ведет переговоры с НАК "Нафтогаз Украины" о поставках в Украину дополнительных 2 млн т нефти в год, — сообщил главный исполнительный директор SOCAR Trading Валерий Головушкин.

"Сейчас по контрактам у нас есть около 2 млн т нефти в 2011 году, если подпишем контракт с "Нафтогазом", то в 2012 году будет еще 2 млн т. Сколько захотят покупатели, столько мы и поставим", — сказал В.Головушкин.

Сроки подписания контракта и начала дополнительных поставок азербайджанской нефти зависят от "Нафтогаза". "Это зависит от покупателей, не от нас. Мы готовы поставить нефть", — сказал В.Головушкин. Он также отметил, что на сегодняшний день около 70% украинской нефтепроводной системы заполнено азербайджанской нефтью.

В настоящее время SOCAR осуществляет поставки нефти на условиях CIF на Кременчугский НПЗ и два западноукраинских завода. В 2010 г. поставки нефти из Азербайджана на Кременчугский НПЗ выросли в 2.1 раза по сравнению с 2009 г., до 1.614 млн т. Поставки на Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ начались в мае 2011 г. За январь-август 2011 г. общий объем поставок азербайджанской нефти в Украину составил 704.7 тыс т, в том числе на Кременчугский НПЗ — 636.1 тыс т.

"Меня удивляет столь низкий уровень загрузки мощностей украинских НПЗ — 17%. Потребление нефти в Украине составляет 20 млн т в год, тогда как проектные мощности всех НПЗ — 52 млн т в год. Украина должна осуществлять экспорт нефтепродуктов. Но это невозможно в связи с тем, что украинские НПЗ не реконструированы, поэтому они не могут повысить выход светлых нефтепродуктов. Правительство должно разработать меры по стимулированию отрасли, иначе через два-три года все возможности развития украинской нефтеперерабатывающей промышленности будут утрачены", — считает В.Головушкин.

Среди возможных стимулирующих мер топ-менеджер азербайжданской компании видит, прежде всего, освобождение заводов от налоговой нагрузки. "Они все равно не платят эти налоги, потому что нефть не перерабатывают. Формально налоги есть, но их никто не платит", — сказал В.Головушкин, добавив, что предоставление НПЗ налоговых льгот на несколько лет практиковалось в таких странах, как Швеция и Румыния, и принесло положительные результаты.

С другой стороны, отметил он, из-за кризисных явлений и уменьшения потребления загрузка НПЗ снизилась во всем мире: в Европе — до 62%, в США — до 65%. "Сегодня нефтепереработка убыточна во всем мире, однако в Украине удивляет отсутствие государственной поддержки отечественных предприятий. Загрузки заводов на 17% проектной мощности нет ни в одной стране мира", — сказал В.Головушкин.

Не нравится SOCAR и высокий уровень портового сбора в Украине, из-за чего никто из поставщиков нефти, за редкими исключениями, не хочет везти нефть через порт Южный. "За один танкер в Южном нужно заплатить портовый сбор в $480-500 тыс, тогда как, например, в грузинском порту Супса — ноль", — сказал он.

На вопрос о том, планирует ли SOCAR перерабатывать нефть на территории Украины, В.Головушкин ответил: "Экономически это невозможно, это означает колоссальные потери. Мы рады инвестировать в украинскую нефтепереработку, однако на сегодняшний день нет соответствующих условий", — подытожил топ-менеджер.

Компания SOCAR Trading SA, зарегистрированная в Швейцарии в 2009 г., отвечает за международную торговлю SOCAR. Имеет офисы в Женеве, Баку, Сингапуре, Дубаи, Лагосе, Нью-Йорке, Каире, Стамбуле, а также во Вьетнаме.

По словам В.Головушкина, в 2011 г. SOCAR Trading ожидает получить доход около $35-38 млрд. "В целом по обороту у нас будет около 60 млн т нефти без нефтепродуктов. В долларах оборот компании ожидается на уровне $35-38 млрд", — сказал он, отметив, что SOCAR Trading осуществляет торговые операции не только с азербайджанской нефтью.

"Около 40% нашего оборота — это работа с третьими лицами. Мы покупаем, делаем процессинг, сейчас арендовали склады в Южной Корее объемом 5 млн бар. Есть танкер-накопитель в Сингапуре. Все развивается достаточно динамично", — сказал он. В страны Юго-Восточной Азии в 2011 г. SOCAR Trading планирует поставить около 7-8 млн т нефти разного происхождения.

Сеть АЗС

В то же время розничная торговля нефтепродуктами в Украине представляется азербайджанцам весьма привлекательным сектором. Руководители компании рассчитывают, что сеть автозаправочных станций SOCAR в ближайшие годы распространится по всей территории нашей страны.

Глава SOCAR Energy Ukraine (дочернего предприятия SOCAR в Украине) Эльчин Мамедов сообщил, что до конца 2011 г. SOCAR планирует увеличить свою сеть с 12 до 40 АЗК, а в 2012 г. — еще на 50-70 комплексов. "До конца года будет около 40 АЗК… На следующий год "плюс" 50-70 комплексов", — сказал он. В текущем году АЗК под брендом "SOCAR" будут открываться главным образом в западных регионах Украины. Так, в октябре-ноябре ожидается открытие комплекса во Львове. Компания намеревается расширять свое присутствие в центральном регионе (Киевская обл.), а также развивать сеть в южном (Одесская обл.) и западном (Львовская обл.) регионах Украины. Э.Мамедов отметил, что SOCAR рассматривает варианты как приобретения небольших автозаправочных сетей, так и строительство АЗК с нуля.

Сегодня под брендом SOCAR в Украине работает 12 заправок. Компания уже инвестировала в развитие сети АЗС $85 млн. Напомним, что представительство SOCAR начало свою деятельность в Украине в 2008 г. В конце 2009 г. компания приобрела сеть из 17 АЗС в Николаевской и Одесской областях, а также 7 земельных участков под строительство новых автозаправочных комплексов.

Представитель Международной федерации недвижимости FIABCI, заслуженный эксперт-оценщик Яков Маркус сообщил, что эксперты FIABCI сейчас проводят для SOCAR оценку активов в розничной сети. "Покупка одной АЗС никому не интересна. Перспективы имеет только сеть с нефтебазой. У сети всегда есть возможность минимизации операционных затрат", — считает Я.Маркус. Он отметил, что SOCAR интересуется мелкими сетями АЗС в западных регионах Украины, но отказался уточнить, какими именно. По его словам, строительство нового АЗК сейчас обходится примерно в $700 тыс, но рыночная стоимость заправки сильно зависит от ее расположения, вхождения в определенную сеть, общей ситуации на рынке. "Если говорить, что АЗС стоит $1.5 млн, то это только сегодня, на этом месте, в этой сети", — отметил оценщик.

По его мнению, в ближайшем будущем активы по розничной реализации нефтепродуктов не будут падать в цене. А в целом, по прогнозам экспертов, в сегменте коммерческой недвижимости, куда относятся и АЗС, к концу 2012 г. начнется рост, который продлится до 2018 г.

Я.Маркус также отметил, что SOCAR весьма требовательно относится к сотрудничеству с оценочными компаниями, и в Украине уже сменил несколько из них. "У нас сейчас с SOCAR полное взаимопонимание", — заверил эксперт.


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.