Перейти к содержимому

Давайте сравним два рынка - украинский и русский




После блокировки социальных сетей и (возможно) 1с, в сети развернулась дискуссия на тему того, что украинские софтверные разработки проигрывают российским аналогам. Оппоненты приводят аргументы, суть которых заключается в том, что российские проекты просто лучшие и они честно вытеснили украинские разработки (частично правда).

Очень хорошо, что блокирование ресурсов позволило поднять этот вопрос в публичной плоскости.

Итак, примем за аксиому, что лучшие продукты вытесняют худшие. А также то, что для разработки лучших продуктов (в среднем) нужно больше ресурсов и поддержки.

Теперь давайте сравним два рынка - украинский и русский.

1. Российский рынок является достаточно большим, а следовательно, экономически целесообразнее создавать продукты для него. С тем, чтобы рядовые россияне в среднем богаче рядовых украинцев, можно спорить, но денег там все равно больше, поскольку российский рынок на порядок больше. Но если бы все в мире так думали, то все бы делали софт исключительно для США или Китая, но, как вы понимаете, есть много успешных продуктов для локальных рынков, которые кто-то разрабатывает и на которых кто-то зарабатывает.

2. Стоит отметить, что российский рынок рано или поздно переходит в русскоязычный рынок, а это Украина, Молдова, Беларусь, Казахстан, Россия, Израиль, и еще миллионы других русскоязычных по всему миру. Поэтому, создав продукт один раз, можно его масштабировать на другие страны. Чего не скажешь об украинских и украиноязычных продуктах.

3. Подход России в том, чтобы заменить / скопировать / вытеснить англоязычные сервисы российскими. Подход Украины - "для чего нам украинский stackoverflow, все должны знать английский", а следовательно, более открытый. Таким образом, российские сервисы получали инвестиции, поддержку, применяли агрессивный маркетинг. Украинские разработки вызвали только недоумение и непонимание. Особенно после того, как фейсбук и другие сервисы сделали русскую (украинскую) локализацию. Добавлю, что большинство украинских ИТ спикеров делают слайды на английском, когда выступают в Украине. Большинство слайдов в России - на русском. Агрессия украиноязычных граждан против сервисов, не имеющих украинского локализации - это тихий писк по сравнению с тем, как россияне реагировали и реагируют на отсутствие русскоязычных интерфейсов известных программ. Вы не поверите, но русскоязычная Visual Studio в России очень популярна.

4. Отсутствие инвесторов в украинский софт и бизнес ( "для чего делать для Украины, делайте сразу на русском для всего СНГ, здесь рынок имеется»). Согласен, годы шли, а рынка не было и НЕ СТАЛО. Потому что с самого начала никто этот рынок не создавал. Добавлю, что как только появлялся условный "Фейсбук", "убер" или "Групон", в Росиия появлялось десяток аналогов или копий, которые затем продавались оригиналу или работали параллельно. Конечно, это все финансировалось из государственных и частных (часто краденых из государственного бюджета денег). Но факт оставался фактом - пока в Украине чесались и искали инвесторов, единомышленников, в Украину уже входило от 1 до 5 русскоязычных аналогов. И в поэтому потуги украинцев заканчивались, так как смысла конкурировать не было.

Конечно, в таких условиях (4-0 в пользу России) украинский бизнес делал плохие или хорошие продукты, которые вытеснялись ХОРОШИМ или отличные продуктами из России.

"Инвесторская тусовка" продолжает стоять в позе страуса и говорить о том, что в Украине нет проектов для инвестирования.

Но давайте посмотрим:

  • easy way - аналог яндекс транспорта;
  • Navizor Ukraine и Украинская дороги - UaRoads;
  • ДонорUA (на голову выше российских аналогов и не только)
  • Uber / Lift - Uklon;
  • TAXER, youcontrol.com.ua, Opendatabot;
  • Prometheus;
  • Texty.org.ua;
  • EduPay;
  • мониторинговый проект глаз;
  • photofact
  • Happy Paw
  • и десятки других проектов

Многие из этих проектов являются социально-ориентированными, поскольку другого способа получить хоть какие-то средства на развитие у них нет. Поверьте, за этими компаниями и сервисами стоят абсолютно нормальные специалисты и предприниматели, которые не хуже тех, кто делает / делал все известные вам российские сервисы.

Единственная разница в том, что российский сайт на вордпресе о новостях мобильного рынка на русском языке смог получить 1 млн долларов инвестиций, а аналог прекрасного айти - 200к долларов, а большинство вышеупомянутых сервисов не смогли получить ничего или же мизер.

И если бы в условной украинской социальной сети "коллега" в 2005 году был бы лишний миллион на развитие, поверьте, ВКонтакте (который был в то время ужасным от слова совсем) не чувствовал бы себя здесь как на прогулке.

И хотя я сам часто критикую те или иные украинские сервисы, но понимаю, что не может сервис, где работает три человека, и у которого есть 20-50к долларов конкурировать с корпорациями, которые торгуются на биржах. Не в Украине так точно.

Дискуссия о том, нужны ли не нужны отечественные вконтакте - это не в этом посте. Моя цель - объяснить, что в пустыне дерево не прорастет, если его постоянно не поливать. И если так называемые «инвесторы», государство и граждане не поймут, как и благодаря кому / чему возникают успешные проекты, мы никогда не войдем в клуб успешных стран.

Максимум в клуб войдут отдельные украинцы, которые поедут делать стартапы для американского и других рынков.

Автор: Александр Краковецкий


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.