Перейти к содержимому

Выбор редактора

Инвестиции в вино способны составить конкуренцию активам в золоте




Начиная с 2000 года качественные вина дорожали быстрее, чем золото и большинство традиционных инвестинструментов. С июля 2001-го по май 2011 года индекс Liv-ex Fine Wine Investables, который отражает стоимость вин из 24 лучших бордосских шато, вырос в 3,8 раза.

Для того чтобы заработать на вине, вовсе не обязательно его пить. Индусы почти не пьют вино, его годовое потребление в 2010 году составило всего 7 мл на человека. Однако это не останавливает индусских бизнесменов от инвестирования в этот актив. Например, винная коллекция индийского гражданина Бипина Дисаи по праву считается одной из лучших в мире. В инвестиционных изданиях страны вложениям в вино посвящаются целые рубрики.

Качественные вина — неплохой актив. Начиная с 2000 года они дорожали быстрее, чем золото и большинство традиционных инвестинструментов. С июля 2001-го по май 2011 года индекс Liv-ex Fine Wine Investables, который отражает стоимость вин из 24 лучших бордосских шато, вырос в 3,8 раза.

Главная причина бурного роста — китайцы. Страсть бизнесменов из Поднебесной перенимать все западное в начале 2000-х годов перенеслась и на дорогие вина. «В отличие от коллекционеров из Старого Света и США, которые хранят приобретенные бутылки, китайцы выпивают их сразу после покупки. Это опустошило и без того небольшие запасы вин лучших урожаев, и цены соответственно пошли вверх», — рассказывает директор по инвестициям премьер-крю Стейси Леа-Голдинг (Лондон).

По мнению специалиста по винам из Бордо и Тосканы Vino e Finanza Аверардо Балдовинетти (Милан), в последние два года китайцы начали не только пить, но и хранить. Рост цен связан еще и с появлением большого количества коллекционеров из Гонконга. Их коллекции находятся еще в зачаточном состоянии, поэтому они покупают вина практически всех винтажей и за любые деньги. «По сути, они ведут себя так же, как вели себя американские инвесторы с 1994 по 2008 год. Гонконгские и китайские коллекции еще далеко не полны, поэтому мы рассчитываем на дальнейшее удорожание вин в течение последующих 15 лет. Более того, в будущем в Гонконг мы будем продавать больше вин, чем в Нью-Йорк», — объясняет Аверардо Балдовинетти.

Галопирующие цены подогрели интерес к вину не только у любителей этого напитка, но и у желающих заработать, и в мире начало появляться все больше специализированных инвестфондов. Теперь покупкой и подбором коллекции занимаются профессионалы, а инвесторы могут не знать о вине ничего вообще. В мире подобные фонды привлекают инвесторов в первую очередь потому, что доходность у них высока и стабильна и составляет 10–15% в год. «Также значительная часть наших клиентов выбрали вино потому, что его цена совершенно не связана со стоимостью золота, нефти и других традиционных активов на мировых рынках, и таким образом им удается диверсифицировать свои вложения», — рассказывает инвестиционный менеджер Wine Investment Fund Вильям Грэй (Лондон). По его словам, доходность фонда была неизменной на протяжении последних восьми лет и составляла 14,5%.

Аверардо Балдовинетти уверяет, что цены на вина стабильны даже при экономических потрясениях. «Во время финансового кризиса у нашего фонда было лишь несколько убыточных месяцев. Максимум падения — 3%. Напомню, что акции в эти месяцы упали на 80%», — восхищается эксперт. Впрочем, сказать, что вина вообще не чувствуют кризиса, нельзя. В кризисный 2008-й в некоторые месяцы индекс Liv-ex Fine Wine Investables падал более, чем на 15%. Хорошие результаты фонда Vino e Finanza объясняются тем, что он инвестирует только в бургундские вина гран-крю, цены на которые довольно стабильны. Их пьют миллионеры, которые во время кризиса могут отказаться от всего, но не от персональных предметов роскоши и любимого вина.

Еще одно преимущество инвестиций в вино, по мнению Вильяма Грэя, заключается в отсутствии риска перепроизводства. С каждым годом вин определенных винтажей становится только меньше, а взяться новым неоткуда. Рост цен на нефть провоцирует ускорение ее добычи, а старое вино произвести уже нельзя.

Впрочем, есть у инвестирования в винные фонды и недостатки. В первую очередь это высокие комиссии за управление активами. В среднем инвесторам нужно заплатить разовую 3–5%-ную комиссию от общего объема капитала и около 20% от полученной прибыли (не считая налога на прибыль). В итоге суммарная доходность актива оказывается не такой уж высокой.

В последние годы к напитку богов потянулись инвесторы из Восточной Европы, особенно РФ и Польши. «Количество клиентов нашего фонда из России каждый год растет», — говорит инвестиционный менеджер Vintage Wine Fund Эндрю Девисон (Лондон). «Средняя инвестиция в наш фонд из России — GBP50 тыс., в то время как из других стран — GBP25 тыс.», — констатирует Стейси Леа-Голдинг. По ее словам, вложений из России и Восточной Европы было бы еще больше, если бы потенциальные инвесторы об этом инструменте что-то знали.

Директор Wine Investment Fund Андре Касса уверен в том, что процедура инвестирования в винные фонды очень простая для граждан любых государств и не требует прибытия инвестора в страну, где расположен фонд. Как правило, учреждения работают с нерезидентами и потому официально зарегистрированы в офшорных зонах. Wine Investment Fund, например, находится на Бермудах, но большинство фондов — на Кипре.

Знать, что покупать

Избежать драконовских комиссий за управление активами инвестфондов и при этом не покупать реальное вино также можно. Многие компании предоставляют услуги онлайн-покупки вина и хранения в одном из французских либо английских погребов. Продать вино после того, как оно подорожало, тоже можно онлайн, а можно забрать и сам напиток. Так, вина, лежащие во многих шато, не перемещаясь с места на место, до момента откупорки могут поменять 7–8 собственников. Что интересно: даже многие инвестфонды не имеют собственных погребов и составляют свою коллекцию виртуально. Дело в том, что каждая перевозка может сказаться на качестве напитка и понизить его стоимость. Виртуальная купля-продажа снимает эту проблему.

Перед самостоятельным приобретением этого вида актива нужно помнить: не каждое вино достойно того, чтобы в него инвестировали. На практике есть лишь узкая группа вин, в которые можно вкладывать с уверенностью. Это топовые вина Бордо, Бургундии (гран и премьер-крю), шампанское и некоторые вина из Италии. По словам Аверардо Балдовинетти, около 80% вин, которые покупаются в качестве инвестиций, — французские.

Среди французских вин самые популярные в кругу инвесторов — бордосские. По словам Стейси Леа-Голдинг, ее компания инвестирует только в вина из Бордо потому, что на вторичном рынке их цены наиболее стабильны и предсказуемы. Большинство профессионалов инвестирует 80–90% средств в ведущие бордосские бренды — Chateau Lafite Rothschild Me'doc (Pauillac), Chateau Margaux Me'doc (Margaux), Chateau Latour Me'doc (Pauillac), Chateau Haut-Brion Pessac-Leognan, Chateau Mouton-Rothschild Me'doc (Pauillac), а также Cheval Blanc и Chateau Pe'trus. «Топовые вина из Бордо ликвиднее каких-либо других», — добавляет Эндрю Девисон.

Следующие по популярности — вина из Бургундии. По мнению винных критиков, Бургундия — не менее великий винный регион, чем Бордо. Однако инвестировать в бургундские вина сложнее. В этом регионе расположено значительно больше производителей c очень малыми объемами производства, и инвесторам сложно проследить, какие винтажи у каждого из них лучше, какие хуже. Управление капиталом в случае работы с бургундскими винами обходится дороже, ликвидность вин ниже. Из-за «сложности» бургундских вин азиатские инвесторы интересуются ими не так активно. «Есть около пятнадцати фондов, которые работают исключительно с бургундскими винами, они очень непрозрачны. Бургундские вина — не для новичков, подобными активами очень сложно управлять», — объясняет Аверардо Балдовинетти. По его мнению, в будущем привлекательными для инвестирования будут лучшие вина из Италии, Испании, Германии, Австралии и Калифорнии, и на все эти страны придется более 20% от общих вложений в вина. Но это, как уже говорилось, в перспективе.

Инвестиция в удовольствие


Многие западные инвесторы предпочитают хранить вино в собственном погребе. С одной стороны, это может оказаться выгоднее, чем виртуальная покупка при инвестировании на 10 и более лет, поскольку не нужно платить деньги за хранение. Во-вторых, у собственника всегда есть возможность открыть и выпить вино самому. В Европе и США подобный способ вложений был чуть ли не единственным до середины 1990-х годов и продолжает оставаться популярным по сегодняшний день. Однако в Украине он едва ли осуществим. По словам президента международного клуба «Винная карта» Алексея Жадейко, в Украине есть два-три человека, которые действительно зарабатывают на инвестировании в вино, храня его в собственных погребах. Ресторатор Сергей Гусовский более категоричен, он считает, что заработать таким образом попросту невозможно. Во-первых, перед инвестором стоит задача покупки вина и его импорта. Без уплаты акцизного сбора в страну можно завезти лишь два литра вина. Для импорта большего количества нужна лицензия на оптовую торговлю, которая стоит 500 тыс. грн в год, и лицензия на импорт — 780 грн в год. Можно воспользоваться услугами посредников, но их гонорар съест львиную долю потенциальной прибыли.

И, наконец, главный вопрос: как частному лицу продать приобретенное вино? Во-первых, для этого необходимо опять же иметь лицензию на оптовую либо розничную торговлю, а во-вторых, будущего потребителя нужно будет убедить в том, что вино хранилось правильно, а это не так просто. Если же вы захотите реализовать вино из украинского погреба за границу, нужно будет решать те же проблемы. «Частному лицу официально продать выдержанное вино в нашей стране практически невозможно», — говорит Сергей Гусовский.

Тем не менее покупка дорогого вина — это все же инвестиция. Инвестиция в собственное удовольствие через несколько лет. Вы можете купить молодое вино за относительно небольшие деньги сейчас и выпить его, когда оно уже «раскроется». В этом случае вы заплатите значительно меньше, чем при покупке выдержанного напитка. «Наши клиенты часто шутят: покупаем два ящика вина и пьем бесплатно», — говорит Аверардо Балдовинетти.


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.