Перейти к содержимому

Выбор редактора

История успеха Nokia: крепкий орешек




Резиновые сапоги Nokia. Электрокабели Nokia… Это не ошибка копирайтера, а некоторые направления деятельности одноименной финской корпорации. Вплоть до конца 80-х годов Nokia Corporation была известна во всем мире благодаря производству изделий из резины, электрооборудования и бытовой техники. Инвестиции в новые разработки и синергия лучших инженерных умов того времени сделали прорыв в сфере телефонии и бизнесе корпорации, сообщают "Экономические Известия".

На берегах Нокиа
В 1865 году Фредерик Ирестэм, коренной финн, получив в Германии инженерное образование, вернулся на родину. В юго-западной Финляндии на берегу реки Нокиа он открыл небольшую деревообрабатывающую фабрику, специализирующуюся на выпуске бумаги. Предприятие ведет довольно успешный бизнес, экспортируя свою продукцию во многие европейские страны, Россию и даже Китай. Для обеспечения потребностей производства в электроэнергии господин Ирестэм открыл две гидроэлектростанции. Постепенно вокруг промышленных объектов вырос небольшой городок, получивший одноименное с компанией название Нокиа. Кстати, «нокиа» это и название черного соболя, водившегося в тех местах. Именно в его честь и была названа фабрика инженера Ирестэма.

Расширение бизнеса
В конце XIX века в Европе активно начинает развиваться химическая промышленность. Рынок все больше требует изделий из резины и прорезиненных материалов. Быстро отреагировав на потребительский спрос, наследники Ирестэма, на паях, открывают компанию Finnish Rubber Works Ltd и с 1898 года начинают производить резиновые изделия (галоши, сапоги, палатки, покрышки). Это было первое дополнительное направление бизнеса семьи Ирестэма.

Начало XX века стало в Европе периодом бурной электрификации. Как результат, возникла потребность в производстве электрооборудования и электропроводящих кабелей. В 1912 году компания Nokia частично сливается с находящейся на грани банкротства Finnish Cable Works из Хельсинки, производящей кабель и электрооборудование. Спустя 10 лет три разноименные компании объединяются в единую – Nokia Group.

Созданный холдинг успешно преодолел экономические кризисы того времени. Ни Первая мировая война, ни наступившая после нее Великая депрессия не смогли существенно пошатнуть позиции Nokia Group. Падение спроса на лес компенсировалось увеличением производства резины, а спрос на продукцию химической промышленности закрывал бреши в бюджете компании, производящей кабели. В 1967 года Nokia Group была переименована в нынешнюю Nokia Corporation.

Новые приоритеты
В 60-70 годах корпорация развивалась в четырех основных направлениях: лесная и резиновая промышленность, производство кабелей и электротехники. При этом Nokia вошла в число признанных лидеров производства бытовой электротехники – руководство корпорации собрало в ее стенах лучших по тем временам специалистов в Европе и инвестировать значительные средства в новые разработки и развитие информационных технологий.

Именно инженеры Nokia Corporation в 1963 году изобрели радиотелефон, а спустя два года – модем для передачи данных. С начала 80-х годов корпорация выходит на лидирующие позиции в произвдстве микрокомпьютеров, мониторов и телевизоров.

Параллельно создается первая сеть мобильной телефонной радиосвязи (NMT – Nordik Mobile Telephony), которая обслуживает автомобильные радиотелефоны фирмы Nokia. Эта сеть (первая в Европе), которая изначально покрывала только территорию Финляндии и соседней Швеции, постепенно распространилась на другие европейские страны.

В 1987 году инженеры корпорации создали первый мобильный телефон. Лишь спустя три года была создана модель для массового потребителя – Nokia 101. С каждым последующим годом размеры моделей мобильного телефона становятся меньше, а рынки сбыта масштабнее. Кстати, самый первый звонок с мобильного телефона Nokia, работавшего в стандарте GSM (оборудование сети также было произведено на предприятиях корпорации), сделал 1 июля 1991 года тогдашний премьер-министр Финляндии Харри Холкери. Это событие можно смело считать началом эры мобильной связи.

Нет места конкурентам
Nokia Corporation практически не оставляла «в живых» своих конкурентов. Все мало-мальски успешные компании Европы были поглощены или объединены с корпорацией. Только с начала 80-х годов Nokia приобретает шведские компании Mobira Salora Televa и Luxor of Sweden. В 1987 году покупает компанию Oceanic – крупного французского производителя бытовой техники, а также часть крупнейшей немецкой German Standart Elektrik Lorenz (производство потребительской электроники). Тогда же приобретается швейцарская компания Maillefer, производящая кабельное оборудование.

Однако и эти грандиозные приобретения не умерили аппетита Nokia. В конце 80-х, после покупки у Ericsson одного из его подразделений Data Systems и датской фирмы NKF, Nokia Corporation стала крупнейшей скандинавской компанией, работающей в сфере информационных технологий.

Роль менеджера
В начале 90-х годов Европу накрыло волной очередного экономического кризиса. Совет директоров корпорации в то время возглавляет Йорма Оллила. Перед новоназначенным управляющим стоит непростая задача – сохранить лидирующие позиции компании. Господин Оллила принимает решение сократить ряд направлений деятельности – производство бытовой техники, автопокрышек и сконцентрировать усилия на выпуске телекоммуникационного оборудования и развитии рынка мобильной связи.

Выбор направления телекоммуникаций как приоритетного принесло компании Nokia стабильность и открыло новые перспективы. Уже в 1994 году Nokia Corporation становится первым европейским производителем, поставляющим мобильные телефоны в Японию. С 1999 года выпускаются первые модели (Nokia 7110) с поддержкой WAP. В следующем году первая модель с цветным экраном (Nokia 9210), а с 2002 года – телефоны со встроенной фотокамерой. Пользователи отдают предпочтения мобильным аппаратам этой марки благодаря высокому качеству, оригинальному дизайну, простоте и практичности в эксплуатации. Nokia по праву становится брендом номер один на рынке мобильной связи.

Догнать и перегнать лидеров
С 1993 года Nokia была безусловным лидером на рынке мобильных телефонов, однако в 2007 году стала сдавать позиции под натиском Apple и Samsung. Компания попросту недооценила конкурентов. Бизнес компании убыточен с мая 2011 года.

В прошлом году Nokia заявила о стратегическом партнерстве с Microsoft, выпустив на рынок первую линейку смартфонов Lumia на базе операционной системы Windows. Тем самым Nokia рассчитывает, что новинка поможет ей сохранить позиции на рынке в условиях быстро обновляющихся устройств производимых компаниями RiM и Apple, а также смартфонов на базе мобильной операционной системы Android от Google.

Любопытно, что согласно отчету исследовательской компании IDC, в III квартале 2012 года, доля смартфонов на базе операционной системы Android в мире составила 75%. На платформы Windows Phone и Windows пришлось лишь 2% рынка. При этом в Украине доля смартфонов на базе операционных систем Android и iOS гораздо меньше, чем в других странах, – 25% и 8,7% соответственно. Зато новая платформа Windows развивается в Украине более активно – на ней уже работает почти 4% смартфонов. Причина в том, что покупатели «умных телефонов» выбирают более узнаваемую операционную систему, то есть Windows.

Уже в сентябре нынешнего года Nokia представила две модели новых смартфонов на базе операционной системы Windows 8. По словам вице-президента корпорации, это самые инновационные гаджеты в мире, которые по замыслу их создателей помогут компании вернуть былые позиции.

Олег Лялюшко


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.