Перейти к содержимому

Выбор редактора

Коломойскому грозит суд




«Госпотребзащиты» оштрафовала авиакомпании Игоря Коломойского на 120 млн. грн. за низкое качество обслуживания пассажиров. Претензии к перевозчикам касаются не только несвоевременных вылетов рейсов, но и отсутствия реакции на жалобы пассажиров и выплат компенсаций за причиненный ущерб. Авиакомпании не согласны и оспаривают в суде, сообщают "Экономические Известия".

Вчера Госинспекция по вопросам защиты прав потребителей (Госпотребзащиты) сообщила о применении штрафных санкций к авиакомпаниям «АэроСвит», «Днеправиа» и «Донбассаэро» на сумму более 120 млн. грн. В инспекции сообщают, что управление по делам защиты прав потребителей в Киевской области, получив множество жалоб на эти компании от потребителей, провело внеплановые проверки по изложенным фактам и приняло решение о применении административно-хозяйственных санкций. Проверка охватила трехмесячный период с мая по июль этого года, когда поступило наибольшее количество жалоб от потребителей в целом на авиакомпании, и в 86% из них фигурировал перевозчик «АэроСвит». Также лидерами по количеству правонарушений в сфере прав потребителей названы партнеры «АэроСвита» по альянсу «Украинская авиационная группа» — компании «Днеправиа» и «Донбассаэро». Напомним, все входящие в альянс авиалинии относятся к бизнес-активам группы «Приват» Игоря Коломойского.

В сообщении Госпотребзащиты фигурируют такие обвинения в сторону нарушителей, как «низкий уровень обслуживания», «не обеспечение надлежащего уровня полетов», «несвоевременное решение вопросов, связанных с качественным предоставлением услуг». В инспекции уточнили, что подобные жалобы поступали и на другие компании, но внеплановую проверку решено было провести в отношении тех, которые фигурировали наиболее часто. Внушительную сумму штрафа объяснили тем, что она рассчитывается, исходя из денежных оборотов нарушителя. Так, в законе о защите прав потребителей, на основании ст. 23 которого были применены административные санкции, говорится, что при нарушении условий договора между потребителем и исполнителем (а таким договором в случае авиаперевозки считается билет), нарушитель несет ответственность в размере 100% от стоимости услуги. Но если подобное нарушение было совершено в отношении группы потребителей, то штраф составит от 1% до 10% всего оборота компании за последний календарный месяц. Правда, деньги, понятно, получат не пострадавшие потребители, а госбюджет.

Перевозчики уже заявили, что не согласны с действиями Госпотребзащиты. «Авиакомпания «АэроСвит» считает необоснованными действия и обвинения Госинспекции по вопросам защиты прав потребителей. Мы обратились в судебные инстанции с намерением обжаловать решение. По этому вопросу уже идут судебные разбирательства»,— сообщили в «АэроСвите».

Практически все формулировки Госпотребзащиты о ненадлежащем качестве предоставления услуг по воздушной перевозке сводятся в основном к вопросу о задержках рейсов — об этом говорят и в инспекции, и в Госавиаадминистрации, подтверждают и сами пассажиры. «В значительной мере увеличилось количество нарушений в связи с задержкой рейсов на два и более часов. В большинстве случаев — отсутствие объяснений со стороны авиакомпаний»,— говорится в сообщении инспекции.

Наибольший удар по имиджу компаний «УАГ» в связи с задержками рейсов был нанесен 1 августа, когда, по разным оценкам, от 2 тыс. до 10 тыс. пассажиров пострадало из-за краткосрочной акции пилотов «АэроСвита», отказавшихся выполнять рейсы. Этот инцидент не был охвачен проверкой Госпотребзащиты, проводившейся ранее. В «АэроСвите» же решили «отбелить» репутацию, полностью переложив вину на персонал: в отношении бастовавших пилотов возбуждено уголовное дело. Тем не менее информация о часами ожидающих вылет пассажирах рейсов «АэроСвита» продолжает появляться то тут, то там. Только вчера стало известно о том, что путешественники, которые с 7 августа ожидали вылета самолета компании из Торонто в Киев, смогли наконец добраться домой (в «АэроСвите» задержку объяснили технической неисправностью самолета).

По данным Госавиаадминистрации, охватывающим первое полугодие 2011 г., «АэроСвит» является самой непунктуальной компанией из ТОП-30 по количеству совершаемых рейсов в аэропорту «Борисполь». Этот перевозчик за указанный период задержал 83% рейсов со средней продолжительностью задержки в 34 минуты. На третьем месте этого списка — компания «Днеправиа», которая задержала 58% рейсов, а средняя отсрочка вылета составила 37 минут. Ранее в «АэроСвите» признавали, что проблема задержек существует и причина ее в том, что размер флота не успевает расти пропорционально пассажиропотоку компании.

В то же время главная причина того, что жалобы пассажиров дошли до Госпотребзащиты, состоит в невозможности добиться от перевозчиков каких-либо компенсаций за нанесенный ущерб. Юристы объясняют, что требовать возмещения ущерба можно лишь в том случае, если причиной задержек рейсов не были форс-мажорные обстоятельства. А к таким обстоятельствам относятся погодные условия и техническая неисправность самолета, на которые практически всегда и ссылаются авиакомпании. Стоит лишь надеяться, что ситуация изменится к лучшему уже с 16 сентября этого года, когда вступит в силу новый Воздушный кодекс — документ более суров к ответственности перевозчика перед пассажиром.

Екатерина ГРЕБЕНИК


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.