Перейти к содержимому

Выбор редактора

Падшие лидеры: ошибки крупнейших компаний



Помните, как еще лет 10 назад мы приходили в фотопечатные мастерские, отдавали девочке на приемке коробочку с пленкой и говорили "Все хорошие по одной"? И почти у каждого был маленький черный фотоаппарат Kodak, сообщает портал "UBR".

И где тот Kodak сегодня? На протяжении ста с лишним лет стратегией американской компании оставалась продажа недорогих простых в обращении фотоаппаратов и расходных материалов к ним. В 1976 году, например, компания прочно сидела на 90% рынка фото- и кинопленок в США. А потом пришла цифра, и уже в начале февраля этого года Kodak, совершивший когда-то революцию в любительской фотосъемке, может торжественно и печально объявить о банкротстве.

В основном сбегают под прикрытие неплатежеспособности финансовые корпорации, банки, инвестиционные компании, ипотечные агентства и прочие товарищи, которые ничего не производят, а только "ворочают деньгами". Однако же, история знает несколько историй о банкротстве компаний, некогда игравших главные роли в своей отрасли, а затем сдавших позиции. И чаще всего это происходит от того, что руководство не видит очевидного, не хочет меняться и не хочет идти впереди своего времени.

Этим материалом о финансовых неурядицах бывших лидеров мы хотим подчеркнуть важность мышления на шаг впереди, своевременных реакций и добросовестности.

Kodak

Прикрепленное изображение: 1.jpg


Фактически, тому, в каком виде сейчас находится фотография (когда каждый суслик - агроном), мы обязаны компании Kodak и ее основателю Джорджу Истмену, который в 1879 придумал машину для нанесения эмульсии на фотопластины и имел совершенно шальную мечту сделать фотографию доступной для всех. И он ее осуществил - новая камера Brownie с предустановленной пленкой на 6 кадров стоила в 1900 году 1 доллар (примерно 26 долларов по нынешним ценам).

Но уже с конца 90-х годов, когда в России только вошли во вкус бытовой фотографии и начали разбираться в том, какую пленку лучше брать на съемку в помещении (сотку, двухсотку или четырехсотку), Kodak начал испытывать серьезные финансовые трудности. Кривые продаж равномерно-поступательно поползли вниз - пленочная любительская съемка отживала свое. Переориентироваться на цифру у революционного Кодака получалось с трудом. Несмотря на то, что первый в мире цифровой фотоаппарат с матрицей на 0.1 мегапикселей был изобретен непосредственно в Kodak, топ-менеджмент продолжал верить в непоколебимость позиции пленки. Они не спешили выводить на рынок изобретение и, откровенно говоря, профукали момент. К тому времени, как они спохватились, рынок цифровой фотографии уже состоялся, и сколь-нибудь существенного места Кодаку на нем не нашлось.

В 2004 году акции Eastman Kodak исключили из состава индекса Dow Jones, в 2006 году компания сдалась и прекратила производство цифровых фотоаппаратов, в 2007 году - в последний раз завершила год в плюсе. И если 14 лет назад одна акция стоила 92 доллара, то сейчас ее стоимость колеблется вокруг 50 центов. Ретроградное мышление некогда инновационной компании послужило причиной вероятного грядущего банкротства. Wall Street Journal, ссылаясь на анонимные источники, полагает, что Eastman Kodak подаст заявление о защите от кредиторов уже в ближайшие недели.

Компания жила в последние годы не столько за счет производства и продажи продукта, сколько за счет интеллектуальной собственности - она владеет более чем тысячей патентов. На данный момент Eastman Kodak надеется получить кредит в миллиард долларов в Citigroup, размышляет над продажей патентов и удивляет рынок суетой и попытками уцепиться за каждый возможный доллар. Например, на прошлой неделе Eastman Kodak подала в суд на Apple и HTC, обвиняя их в нарушении четырех патентов и требуя компенсации.

Эксперты считают, что Кодаку, вероятно, удастся удержаться на плаву и уберечься от банкротства. А если нет, то они довольно громко хлопнут дверью. Но мы будем по ним скучать, когда-то они были невероятно круты.

General Motors

Прикрепленное изображение: 2.jpg


Банкротство - это не приговор. Многие крупные компании, объявлявшие о своей долговой несостоятельности, разнообразными способами справлялись с трудностями и сейчас находятся в относительно неплохом состоянии. Например, General Motors бодро увеличивает операционную прибыль, тогда как в 2007 и 2008 - годах, предшествующих одному из крупнейших банкротств в истории - чистый убыток GM составлял 38 и 30 миллиардов долларов соответственно.

General Motors, основанный в 1908 году владельцем компании Buick, совершил переворот в автомобильной мировой индустрии, населив Штаты хорошими недорогими машинами. В начале XX века в США было всего 8 тысяч автомобилей, они были дороги, неудобны, и многие люди в принципе не понимали, на кой черт им нужно тарахтящее и дымящее нечто. GM подмял под себя едва ли не всех небольших автопроизводителей (Pontiac, Cadillac и пр.) и начал бодаться с Ford, установив конкуренцию на новом уровне, что, конечно же, сказалось на ценах и качестве производимых машин, а следовательно и на удобстве потребителей.

С 1931 по 2007 год компания на протяжении 77 лет подряд оставалась самым крупным автопроизводителем в мире, но затем объявила, что должна 172 миллиарда долларов при активах всего в 91 и самостоятельно никак не может справиться с ситуацией. Да и как это было возможно в условиях глобального кризиса, нагрянувшего в 2008 году, когда люди просто не могли себе позволить покупку нового автомобиля. GM обратился к правительству штатов, но Барак Обама в помощи отказал. Тем самым владелец брендов Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC и Opel был вынужден уйти под защиту знаменитой 11 главы Кодекса США о банкротстве и едва не продал Opel российскому Сбербанку. В результате все акции компании были поделены между правительствами США и Канады, профсоюзом и крупнейшими кредиторами. Это, а также наметившийся выход из кризиса, позволило General Motors фантастически быстро поправить свои дела, вернуться в Топ-3 по мировым продажам и выйти в плюс. В этом случае руководство компании обвинить практически не в чем, в отличие от случая с недальновидностью Kodak.






При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.