Перейти к содержимому

Выбор редактора

Размышления об убере и в целом об ИТ-индустрии.




Вот есть масса причастного к финансовым рынкам народа, который откровенно офигевает от оценок Uber в 10-20-30-50-60-100 (недалекое будущее) миллиардов долларов.
Григорий Исаев, к примеру, давно и последовательно критикует этот "сумасшедший дом", который инвестирует в убер всё новые и новые миллиарды по всё растущей и растущей в космос оценке.
Простой народ, к слову, офигевает не меньше. Больше Газпрома? Три Лукойла? За хронически убыточную контору, теряющую по 2 ярда баксов в год??? Are you kiddin' me?!!!
С другой стороны, инвесторы ведь тоже не совсем идиоты (Алишер Бурханович, к примеру, крайне редко ошибался в инвестициях в хайтек: https://vc.ru/n/usmanov-uber).
Значит где-то кроется секрет.


В общем, я думал-думал, я всё понял.
Щас объясню на пальцах.
Вот есть такое классическое правило оценки ИТ-сервисов.
Лидер рынка получает 70% от всех инвестиций, второй игрок 25%, третий 5%, остальным перепадают крохи.
При том, что количество юзеров у сервисов обычно отличается далеко не в такие разы.
Бывают и более впечатляющие случаи. Проиллюстрируем на примере того, чем пользуются абсолютно все - мессенджеров.
Viber (300 млн пользователей) был куплен японцами за $900 млн.http://www.bloomberg...00-million-dea…
И, практически одновременно с этим, WhatsApp (450 млн юзеров) был прикуплен фейсбуком. Но уже за $22 млрд! http://dealbook.nyti...s-users-first…/
Разница просто космическая. В ДВАДЦАТЬ раз за всего ВПОЛТОРА больше юзеров. Развели Цукерберга на мякине или почему он так переплатил?
Ну, например, поэтому: hi-tech.mail.ru/news/top-messaging-app-russia/. Ни в одной стране мира Viber не лидер.
А раз не лидер - то и стоит в десятки раз меньше.


Потому что ключевое во всём - психология субъекта "ЮЗЕР".

Средневзвешенный ЮЗЕР, в средневзвешенном мире, использует в массе своей только ОДИН айти-сервис.
Для поиска - гугл (Россия, и Яндекс, глубокое исключение).
Для покупок - Амазон.
Для продажи ненужного - Ебей.
Для социального нетворкинга - Фейсбук (опять Россия исключение).
Отели - букинг.ком
Доставка еды - Delivery Club.
Бронирование ресторанов - нахрен никакой не нужен. Столиков везде сейчас полно без всяких броней.
Такси - Убер.
И так далее и тому подобное, куда ни плюнь - везде ОДИН доминирующий сервис. Ну ок, местами два. Максимум - три. Больше трёх не бывает нигде.
И именно поэтому, начиная с четвертого, сервисы не получают НИЧЕГО. Ни клиентов, ни инвестиций. И медленно загибаются или остаются локально-местечковыми.
И именно поэтому ЛИДЕР получает всё.
Еще одна иллюстрация из мира мессенджеров.

Каждый может примерить на себя, ответив на два простых вопроса.


1. Сколько мессенджеров установлено на смартфон?
2. Какую долю общения занимает каждый?
Отвечу за себя и тех с кем общаюсь. Мессенджеров у меня и моей публики стоит от 3х до 15и штук. В среднем 5. Но 95% трафика приходится на ДВА. У меня 90% WhatsApp и 5% FB Messenger, у кого-то чуть больше доля фейсбука.


А вайбер, скайп и прочий телеграм? Они конечно скачаны и установлены (и я посчитан в статистике как юзер), но по факту весь трафик идет мимо. Ровно потому, что нет никаких причин уходить из вотсапа куда бы то ни было, меня (ЮЗЕРА) совершенно всё устраивает.
Такая вот картина. И ровно поэтому вотсап стоил в 20 с лишним раз дороже вайбера, и ровно поэтому вайбер очень скоро будет стоить ровно ноль.
Возвращаемся к Уберу, его бизнес-стратегии и оценке в сумасшедшие миллиарды.
Абсолютно аналогичный план.
Ворваться на рынок. Вытеснить в сознании ЮЗЕРА конкурентов. А потом поиметь профит.
Опять же очень простой собственный пример. Персонально я, как юзер, несколько раз подряд сравнив цены Uber-Gett-Яндекс, убеждался что убер дешевле. После пятого, примерно, раза заниматься сравнениями надоело - и теперь на гетт и яндекс я уже практически не смотрю (только если убера рядом нет, что бывает крайне редко), сразу вызываю убер.

За счет чего убер дешевле? Ну например за счет того работает в убыток (таксист получает больше, чем платит пассажир). С подобной моделью не может конкурировать ни один нормальный сервис (который заточен на прибыль).
Но ЮЗЕРУ-то все равно, убытки там у убера или профиты дикие. ЮЗЕР ищет где дешевле и находит. А потом привыкает и перестает вообще думать про альтернативы.
А раз так, то у "нормальных" контор возникают проблемы.
Держаться в прибыли не получается, клиент уходит в убер.
Работать в убыток позволить не могут, разве только очень недолго.
Исходя из всего, стратегия Убера вырисовывается предельно четко. Зайти на рынок, убить конкурентов демпингом, дальше аккуратно поднять тарифы или начать меньше платить таксистам.
Перейдет ли ЮЗЕР к конкуренту, если убер немного поднимет тарифы? Ответ нет, ЮЗЕР привык к уберу и отвык сравнивать.
Согласятся ли таксисты получать меньше? Ответ да, деваться-то некуда, у конкурентов тупо нет заказов.


Какие варианты у конкурентов?

Помнить принцип "пока толстый сохнет, тонкий сдохнет".
В одиночку бороться с Убером и его 10 миллиардами кэша - (https://www.crunchba...on/uber#/entity) практически нереально. Поэтому - только объединяться (http://www.kommersant.ru/doc/2811862) и закрепляться в массовом сознании ЮЗЕРОВ на тех рынках, до которых Убер пока еще не дотянулся.


Финал истории.

Убер всех победил, яндекс и гетт закрылись, начинают работать ФАС и Федеральная Служба по Тарифам.
На ряде рынков осталось только двое, Убер и второй. Как Гугл и Яндекс на рынке поисковых систем в России-СНГ.
Максимум (очень редко где) будут трое.
Спокойная конкуренция на выросшем рынке. Каждый участник работает в плюс. Инвестиции начинают окупаться. Все довольны, даже ЮЗЕР.
Такие дела.


Если грубо сранивать с рынком мессенджеров, рынок такси находится где-то на уровне 2010-2011г. Т.е., для его окончательного формирования нужно еще 3-4 года. И только через эти годы можно будет судить, правы были те, кто оценивает Убер выше чем Газпром. Или же восторжествуют скептики, считающие Убер вторым Групоном.
Лично моя точка зрения (запомните этот твит!) - падения цены в 10 раз в силу ОТКАЗА ЮЗЕРОВ ОТ СЕРВИСА, как у Групона, не будет совершенно точно.
А вот справедливо ли оценивать в 60 миллиардов, или правильная оценка 10 или 30 - тут сказать ничего не могу, для этой оценки нужно очень много математики и желательно немного инсайда. На математику времени нет, инсайда нет как класса, да и вообще никто пока персонально меня в инвесторы не звал, смысл заниматься бумагомаранием в стол.


А раз так - то я, пожалуй, просто соглашусь с мнением Алишера Бурхановича. Который практически никогда, как известно, не ошибался в инвестициях в ИТ.
ЗЫ а еще этот пост о том, что совершенно бессмысленно создавать новые мессенджеры и новые уберы.
Лидеров уже не догнать и не обогнать, ЮЗЕРЫ уже свой выбор сделали.
Нужно создавать новые сущности.
Собирать очень много денег.
Бежать быстрее всех, занимать рынок.
Бить конкурентов ценой и сервисом, пусть даже и работая в минус.
Дожидаться закрепления привычки ЮЗЕРОВ.
И только после этого наступает профит.


Автор: Андрей Врацкий


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.