Перейти к содержимому

Украинские операторы мобильной связи скупают интернет-провайдеров




Продается провайдер. С миллионными убытками и еще большими долгами. Но покупатели на это будут обращать внимание не в первую очередь. На самом деле интерес для них в данном случае представляет абонентская база, хотя она у него вдвое меньше, чем у закрывающего первую пятерку отечественных операторов широкополосного доступа (ШПД). И скорее всего, покупателем выступит кто-то из крупнейших операторов мобильной связи. Речь идет о заявившем на прошлой неделе о поиске покупателя интернет-провайдере «Фринет» (ТМ О3). Почему именно мобильные операторы сегодня интересуются фиксированным интернетом? Все просто — для мультисервисности.

Дорога в интернет На сегодняшний день уровень проникновения ШПД в Украине составляет, по разным оценкам, 15-19%. Между тем в Восточной Европе он колеблется от 34 до 54%, а в странах Западной Европы составляет 61-69%. Показатели Восточной Европы являются основанием для предположения, что Украина обладает неплохим потенциалом роста рынка ШПД, говорит Василь Лацанич, генеральный директор «МТС Украина». В течение ближайших трех лет темпы роста рынка могут составлять до 40-50% в год, прогнозируют эксперты. После этого произойдет его насыщение, так как в определенном смысле фиксированный ШПД — нишевая услуга. Фактором роста его потребления является распространение так называемого «тяжелого» контента. Для всего остального будет использоваться мобильный интернет, объясняет эксперт. Услуга предоставления фиксированной связи интересна мобильным операторам потому, что в будущем им придется предоставлять интегрированные сервисы — как минимум мобильную и фиксированную телефонию.

Стратегии мобильных операторов мало чем отличаются друг от друга. Цель каждого из них — занять свою нишу в сегменте ШПД. В «Датагруп» сообщили о том, что намерены усиливать свое присутствие на рынке розничных услуг. В планах компании — до конца лета текущего года вывести свою ТМ «Домашний телеком» на пятое место в топ-10 ШПД-операторов. Стратегия компании предусматривает строительство и модернизацию собственных сетей, усиление маркетинговой активности оператора в регионах, рассказывает Александр Данченко, генеральный директор компании «Датагруп».
«Киевстар» выбрал иную стратегию. Компания инвестирует в строительство собственной инфраструктуры широкополосного доступа. Приобретение любых телеком-провайдеров требует времени и затрат не только на саму покупку, но и на скрупулезный аудит состояния сетей, реального количества пользователей, говорит директор по развитию бизнеса «Киевстар» на массовом рынке Виталий Ворожбит. Он объясняет это тем, что сети многих мелких провайдеров устарели технически и технологически, зачастую они строились без оформления разрешений или технических проектов. Поэтому «Киевстар» предпочитает вести строительство сетей интернета, опираясь на собственный опыт и мировые стандарты рынка.

На сегодняшний день конкуренция идет не только между тремя национальными провайдерами, которые обслуживают более половины рынка широкополосного интернета, но и на локальных уровнях, где количество провайдеров в одном доме доходит до пяти-шести. В этой связи операторы намерены скупать действующих провайдеров. Таким путем, к примеру, пошли компании МТС и «Датагруп». В 2011 году последняя приобрела нескольких региональных операторов. В МТС также не отрицают вероятные покупки. «Наша стратегия развития ШПД предусматривает совокупность собственного строительства и покупки существующих операторов. Строительство собственной сети — вариант развития на ненасыщенных рынках, в то время как сценарий приобретения существующей инфраструктуры более логичен для локальных рынков с высоким проникновением ШПД-услуг и высоким уровнем конкуренции», — подчеркивает Василь Лацанич.

В ближайший год тройка лидеров вряд ли изменится. Лидером будет оставаться «Укртелеком». Активная борьба пойдет за четвертое, пятое и шестое места в топ-10. Потенциал рынка огромен, в Украине только 4,5 млн. пользователей интернета — это десятая часть страны, отмечает Данченко. Операторы наконец-то обратили внимание на города с населением 100 000+ и активно строят там сети. Среди факторов, которые обеспечат рост рынку ШПД, можно отметить активное развитие онлайн-приложений и онлайн-торговли.

В «Киевстар» ожидают дальнейшего развития широкополосного интернета, но вместе с ним и увеличения требований к техническим возможностям сетей. Доля «тяжелого» контента, такого как видео, аудио, графика с высоким качеством изображения и т.п., будет увеличиваться, что неминуемо приведет к уходу с рынка технически слабых компаний. Средняя абонплата в тарифных планах домашнего интернета стремится к унификации, и на первый план выйдет качество обслуживания клиента, наличие у провайдера круглосуточной телефонной поддержки. Выбор клиента все больше будет склоняться к мультисервисным пакетным предложениям, поскольку получение всех услуг коммуникаций в «единой точке контакта» — выгоднее и удобнее, чем заказ таких услуг в розницу у различных провайдеров. Все это говорит о том, что рынок будет меняться, будут происходить укрупнения.


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.