Перейти к содержимому

Выбор редактора

Эрик Найман: Критика налоговых новаций Минфина




Минфин опубликовал свое видение налоговой реформы (хотя это скорее не реформа, а рихтовка существующего Налогового кодекса).

Например, Казахстан действительно проводит налоговую реформу с 1 января 2017 года, заменяя НДС налогом с продаж (5%), а также вторым годом налоговой амнистии (идет пока не очень удачно, но в 2016 году планируются новые стимулы с учетом ошибок текущего года, а с 2017 года включится "кнут" деофшоризации). В Украине же о налоговой амнистии ни слова, а что касается НДС, то в очередной раз планируется лишь улучшить администрирование этого налога - и то по большей мере декларативно, чем реально. Итак, в дальнейшем буду называть предложения Минфина не реформой, а новациями.

Так как налоговые новации идут в пакете с проектом госбюджета на 2016 год, то сразу отмечу следующие несколько важных моментов:
- рост бюджетных доходов и расходов на 15% по сравнению с показателями 2015 года при планируемом росте номинального ВВП на 21% по идее должен привести к снижению налоговой нагрузки на бизнес и людей;
- однако на самом деле налоговые изменения не предполагают снижения налоговой нагрузки, так как налоговые поступления в бюджете-2015 составляют 66%;
- то есть сокращение доходов госбюджета ожидается за счет уменьшения неналоговых поступлений (например, от НБУ);
- итак, налоговое давление на бизнес и людей возрастет и перераспределится (например, вырастет на аграриев).

На сейчас мое мнение:
- инфляция в следующем году составит 12-20% и скорее будет ближе к верхней границе прогноза;
- курс гривны в конце 2016 года достигнет 27 грн/долл официальный и 30 рыночный (при условии сохранения жесткой монетарной политики и валютных ограничений - а причин их снимать и смягчать в следующем году не появится);
- номинальный гривневый ВВП вырастет на 20%, то есть реального роста экономики не будет;
- а так как повышение социальных стандартов предполагается в размере 12,5%, то в следующем году люд будут жить еще беднее;
- а в случае принятие налоговых новаций Минфина, то еще и на рынке труда окажется 2-3 млн.чел., так как у бизнеса после очередного повышения налоговой нагрузки не будет возможности сохранить существующий уровень рабочих мест. Кстати вопрос властям - они понимают, что эти новые безработные придут к ним с требованиями реформ? И возглавить их может кто-то не вполне мирный, а с оружием в руках.

Проводя сравнения с другими странами Минфин указал максимальные уровни ставок в этих странах, что является введением общественности в заблуждение – прогрессивные ставки для богатых обычно компенсируются нулевыми или очень низкими ставками подоходного налога для бедных и нижнего среднего класса. Кроме того, в США, например, 80% доходов федерального бюджета составляют подоходный налог и социальные взносы при небольшой доле налога на прибыль. Но отдельно есть налоги штатов (в основном опять же налоги на зарплату, а также акцизы) и местные налоги (в основном налоги на имущество). В США налогвоая модель стимулирует бизнес, инвестиции (сбережения) и потребление. И только налоги на высокооплачиваемый труд действительно высокие.
В странах ЕС высокий уровень налогообложения и бизнеса и потребления. Это характерно для переинвестированных развитых стран с высоким уровнем сбережений и социальной поддержки своих граждан, а также сельскохозяйственных предприятий (что обеспечивает низкие цены на продовольствие). Однако есть в Европе исключения – для молодых стран ЕС и Еврозоны (например, Прибалтики) характерна более стимулирующая бизнес и инвестиции налоговая модель.
В Украине Минфин предлагает поставить или сохранить высокие ставки практически по всем видам налогов – и прямым и косвенным. А также по всем направлениям – на бизнес, потребление и на инвестиции (сбережения). И это в стране жутко недоинвестированной и с избыточным потреблением. В презентации Минфина отсутствуют фундаментальные расчеты и само понимание какая налоговая модель нужна сегодня Украине.

Я бы рекомендовал внедрить модель высоких налогов на потребление и низких, стимулирующих налогов на бизнес и инвестиции (сбережения).
Украина не имеет денег на социальную экономику и европейскую налоговую систему. Нам ближе и полезнее американская система. В том числе и в первую очередь замена НДС налогом с продаж по ставке 5%. Один этот шаг позволит снизить налоговые ставки на бизнес и инвестиции (сбережения) без угрозы расширения дефицита госбюджета. Налоговый пресс нужно перенести с инвестиций на потребление. Украина - страна жуткого недоинвестирования и перепотребления.


А теперь подробнее о ключевых налоговых новациях Минфина

Налог на прибыль (по данным Минфина, 6% в доходах сводного госбюджета-2015)
Предлагается:
1. Увеличение количества налогоплательщиков и ставок, но появление инвестиционного налогового кредита
2. Увеличение ставки налога с 18% до 20%
3. Увеличение ставки налога с 0% до 20% для плательщиков единого налога с годовым оборотом до 3 млн.грн. (по сути введение налога на прибыль для этой категории налогоплательщиков)
4. Ускорение и увеличение авансового платежа по налогу на прибыль с 1/9 до 2/9 налога на прибыль от прибыли за предыдущие 9 месяцев и с февраля будущего года до декабря текущего года.
5. Сумму переплаты налога на прибыль по состоянию на 31/12/15г. можно будет зачесть в том числе с обязательствами по другим налогам или возвратить налогоплательщику (хотя история обычно показывает с простым возвратом "живыми" деньгами проблемы).
6. Увеличение ставки налога с 10% для лотерейщиков и игорных автоматов.
7. Убрали особенности налогообложения институтов совместного инвестирования, кроме негосударственных пенсионных фондов (это может убить сектор).
8. Жестче станет соблюдение списка оффшорных зон – нельзя будет использовать справку о том, что компания из офшорной зоны работает на обычном режиме налогообложения.
9. Введение инвестиционного налогового кредита - инвестирование части налога на прибыль на приобретение нового оборудования, новое производство и технологии.
Минфин критикует «эстонскую модель» - уплата налога на прибыль только при распределении прибыли (критика явно направлена против модели Южаниной).
По расчетам Минфина 1% снижение ставки налога на прибыль стоит бюджету потери порядка 2 млрд.грн. Расчеты не совсем верные, если учесть ужасное состояние прибыли украинского бизнеса в ходе кризиса 2014-15 годов. То есть обычная доля налога на прибыль в дохода госбюджета и ВВП страны в 1,5-2 раза выше, чем сейчас. И эту долю государство сейчас компенсирует ростом косвенных налогов.
Но по этой же причине государство может пойти на смягчение налога на прибыль, справедливо ожидая улучшения ситуации в экономике страны – рост последней автоматически ведет к увеличению налоговой базы налога на прибыль. И вообще между ставками налога на прибыль и объемами налоговых поступлений связь нелинейная – и это серьезная методологическая недоработка (и явно осознанная) всех расчетов Минфина.

Подоходный налог на физлиц (6,9% в доходах сводного госбюджета-2015)
Предлагается:
1. Увеличение ставки налога с 15% до 20% для зарплат от 1 до 10 минимальной месячной зарплаты (1378-12180 грн/мес.).
2. Увеличение ставки налога с 5% до 20% на дивиденды.
3. Уточнено понятие налогообложения доходов в неденежных формах, включая дополнительные блага (вода и печенюшки под это не подпадут, но обучение, оплата проживания и ряд других благ могут попасть).
4. Из-под налогообложения исключают пенсии в сумме до 3-х минимальных зарплат.
5. Уточнено понятие налогообложения собственной продукции животноводства и сельхозпродукции.
В итоге – незначительное увеличение налоговой нагрузки на средний класс и никаких стимулов для детенизации зарплат.

ЕСВ
Предлагается:
1. Снижение ставки взноса для работников с 3,6% до 0%.
2. Снижение ставки взноса для работодателя с 41% (в среднем) до 20%.
3. Повышение верхнего уровня для обложения взносом с 17 до 25 минимальных месячных зарплат (призвано увеличить базу).

НДС (29,1% в доходах сводного госбюджета-2015)
Предлагается:
1. Повышение ставки налога с 7% до 20% для фрамацевтической продукции.
2. Повышение ставки налога с 0% до 20% для сельхозкомпаний.
3. Повышен порог обязательной регистрации в качестве плательщика НДС с 1 до 2 млн.грн.
Главная проблема с НДС - администрирование НДС - революционных изменений не претерпит. А значит, ожидаем продолжения существенных потерь для бюджета по НДС (и легального бизнеса по возмещению экспортного НДС). Этот налог нужно заменить на налог с продаж как с 1 января 2017 года сделает, например, Казахстан, и по этой системе работают США. Вообще Украине ментально ближе американская модель налогообложения при сохранении высокого уровня налоговой нагрузки на потребление.

Ну и, конечно же, кардинальное изменение налогообложения единоналожников. С этой сферой действительно не все в порядке. Многие бизнесмены стали использовать ее не по прямому назначению (стимулирование малого бизнеса), а просто для легального снижения общего уровня налоговой нагрузки. По сути это осталось последним белым пятном в налоговой системе Украины и вполне естественно ожидать от Минфина покушение на этот последний форпост легально низких налогов.

Военный сбор продлен до момента завершения реформы Вооруженных Сил Украины, что должно будет утверждено Верховной Радой.

Общие вопросы
1. Вместо налоговой милиции появится служба финансовых расследований
2. Контролирующие органы смогут полностью или частично отменять начисленные штрафы при альтернативном решении налоговых споров. Здесь есть риск коррупции, но по сути этот процесс уже идет (смотрите на процесс спора с Укрнафтой, например).
3. Планируется появление электронной системы контроля за оборотом подакцизных товаров.
4. Расширено и уточнено понятие дополнительных благ, в том числе на членов семей сотрудников. Для налогоплательщиков это станет налогооблагаемым доходом и потребует отдельного учета.
5. Удалено понятие "обычная цена" (заменено на принцип «вытянутой руки») и уточнено понятие "рыночная цена".
6. Уточнено понятие продажи топлива и подакцизных товаров - сейчас дырки в законодательстве позволяют "играться" с налогами.
7. Расширено понятие "члены семьи первой степени родства" - хорошо для налога на наследство.
8. Расширено понятие "пассивные доходы".
9. Увеличено число дней обязательного хранения информации с 1095 дней до 2555 дней для контроля за трансферным ценообразованием.
10. Удалили элемент бесплатных налоговых консультаций налоговыми органами.
11. Уточнены взаимоотношения налогоплателщиков и налоговых органов, в том числе по жалобам первых.
12. Существенно изменен раздел про трансферное ценообразование.

Итак, налоговые новации Минфина направлены на расширение налоговой базы и увеличение ставок налогов - все с целью увеличить доходы госбюджета. Реализация этих новаций усилит экономическую депрессию в Украине. Сильно хуже не станет, но и возврат на траекторию экономического роста тоже будет отложен. В итоге рано или поздно Украине придется найти собственную эффективную налоговую модель и провести настоящую налоговую реформу. И базой для этого наверняка станет пакет налоговых изменений от Южаниной. Последний также не совершенен, но это хорошая база для настоящей налоговой реформы. Что напрочь отсутствует в новациях от Минфина.


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.