Перейти к содержимому

Что пьют украинцы в кризис




Европейское футбольное первенство не помогло украинской пивной отрасли, сообщает Forbes.ua.

В выступлениях политиков или в заявлениях в прессе часто можно услышать «антипивные» месседжи. Мол, пивное лобби поработило всю Украину, взяло в полон потребителя, продало страну зарубежным компаниям. Если такая цель когда-то была поставлена – то можно констатировать: пивное лобби работает из рук вон плохо. Ничего у него не получается. Пивной рынок катастрофически падает. И ничего поделать с этим нельзя.
Рыночный спад

За 11 месяцев 2012 г. производство пива в Украине, по данным объединения «Укрпиво», уменьшилось приблизительно на 2% по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. Поскольку в декабре всплеска потребления ожидать не стоит, то, скорее всего, по году будет все то же минус 2%.

Наша компания в тренде – за 9 месяцев текущего года продажи Carlsberg Ukraine в натуральном выражении сократились на 8%. Чистая прибыль при этом выросла на 3%. В кризис это еще и неплохо.

Падаем мы не потому, что такие бездарные бизнесмены. А потому, что экономика в стране стагнирует. Давно проверено – когда у людей хорошее настроение, они пьют слабоалкогольные напитки, в основном, пиво. Когда настроение плохое – их тянет на крепкие напитки, как правило, водку.

Есть еще одна причина: одному выпить много пива сложно, этот напиток в основном пьется в компании, что предполагает застолье, траты на еду и т.д. А когда уволили с работы или сократили зарплату – не очень тянет праздновать.

Сложно сказать, что именно происходит с нашим потребителем: он переходит на крепкий алкоголь или просто сокращается потребление в целом. Лично моя гипотеза – люди стали физически пить меньше. Экономят.

Результат – все пивоваренные заводы Украины производят много меньше, чем могли бы. Конечно, зимой, при любой ситуации в экономике пивовары продают меньше. У нас в принципе не может быть загрузка по итогам года больше 80%, т.к. в «холодный сезон» продажи всегда падают. Но сейчас она составляет 65%. Это маловато. У других крупных производителей ситуация, думаю, такая же.

Меня часто спрашивают: «Какой эффект оказал Евро-2012 на ваши объемы продаж?» Отвечаю: чемпионат генерировал 1% за 2012 г. (с учетом прогноза на декабрь). С точки зрения бизнеса может возникнуть вопрос: «Зачем его нужно было проводить?» Испания выиграла, ну, это и до чемпионата было понятно. Потратили кучу денег чтоб доказать очевидную вещь. Нам Евро-2012 добавил «целый» 1% к объемам. Мы прогнозировали 1,5% – получилось, как видите, еще меньше.

В принципе, было изначально понятно, что продажи Украины и Польши не окупят вложений в Евро-2012. Хотя мировой Carlsberg, который выступил спонсором, оценив эффект на сотне рынков, где работает компания, остался доволен.
Не оттягивайте кризис

Что нас ждет дальше? Кризис. И я считаю, что не нужно оттягивать девальвацию. Вспомните, как развивались события в 2008 г. Произошло падение курса. После чего первые девять месяцев был ужас и кошмар. Валилось почти все, кто-то разорился, кто-то не смог платить по кредитам. Через 9 месяцев хаоса начался рост. Экономика восстановила конкурентность. Население приспособилось к жизни в новых реалиях и с новыми ценами. Поэтому не надо задерживать падение гривны. Надо пройти через хаос и начать жить дальше.

Этот риск – девальвация – уже встроен в бизнес-планы большинства серьезных компаний. Он учтен, его ждут. Собственно, это то, чем нынешний кризис будет отличаться от 2008 г. – он не станет сюрпризом. Нормальные компании перевели деньги в валюту, так что не думаю, что будет катастрофа.

Наша отраслевая проблема, которую никак не учтешь – это непредсказуемый законодатель. Сразу оговорюсь, что увеличение ставок акциза уже второй год проходит цивилизованно – на уровень инфляции. Не знаю, сознательная это заслуга властей или просто понимание, что непропорциональное увеличение ставок бьет по отрасли, она падает, и бюджет теряет.

Единственное, чего, я считаю, в Украине не хватает в плане акцизной политики – так это планирования увеличения ставок на три года вперед, как это происходит в России. Такое прогнозирование помогает бизнесу. У нас пока этого нет, но что же делать? Может, чересчур много хотим.

Но в целом в плане регулирования можно чего угодно ожидать. Возьмите закон о языках – от нас всерьез требовали оформлять этикетки для отдельных областей на региональных языках, пока законодателю не объяснили, что это – катастрофа для бизнеса, и он не сказал: «Упс!». Но это же надо было продумать раньше! И этот риск, что люди примут законы, и лишь вдогонку будут думать об их влиянии на экономику, сохраняется.

Петр Чернышев, генеральный директор Carlsberg Украина, вице-президент региона Восточная Европа Carlsberg Group


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.