Перейти к содержимому

Выбор редактора

Что такое "единый плавающий налог (ЕПН)"?




Это концепция, которая не подходит для Германии или Британии, но вполне может спасти Украину.


Почему? Потому что эта модель налогообложения малого бизнеса прекрасно работает там, где:


1. Бизнес и население характеризуются низкой налоговой культурой.


2. Имеет место высокая, слабо контролируемая коррупция на микроуровне - поборы проверяльщиков с ресторанов, магазинов и рыночных торговцев, которые в сумме составляют "коррупционный налог", зачастую превышающий официальные платежи в казну.


3. Одним из основных препятствий для принятия решения о начале собственного бизнеса является страх перед сложностью учета и налогообложения, а также возможными контактами/проблемами с контрольно-репрессивными структурами.


4. Необходимо решить задачу не только эффективной собираемости налогов, но и: а) реанимации малого и среднего бизнеса как субсектора экономики б) самозанятости населения.


Например, в случае экономических кризисов, негативных последствий внутренних и внешних конфликтов, войн, стихийных бедствий, повлекших высокую безработицу, остановку крупных производств, наличие большого количества переселенцев и т.д.


Угадайте страну, которая подходит под описание п. 1 - 4, на "У" начинается, на "краина" заканчивается .


Соответственно, имеем четыре задачи, которые решает ЕПН:


1. Предложить предельно простое, понятное, универсальное налогообложение малого и среднего бизнеса - с учетом фискальных интересов государства.


2. Ликвидировать саму основу для "коммерческой" микрокоррупции - возможность выдвижения претензий к владельцам бизнеса, основанных на ошибках, временных недоработках или неоднозначном прочтении тех или иных норм хозяйственного законодательства.


Заодно уволить к едрени матери 99% проверяльщиков, тем самым сэкономив бюджету кучу ресурсов, а предпринимателям - три тележки нервов и пять лет жизни.


3. Мотивировать население начинать собственный малый бизнес ДЕЙСТВИТЕЛЬНО простыми учетом и отчетностью, а также гарантированным отсутствием проблем с УБЭПами, УБОПами и прочими ...опами.


4. Сгенерировать "jump start" для малого бизнеса, который приведет не только к росту собираемости налогов, но и к декриминализации бизнеса, созданию новых рабочих мест, упростит процесс легализации и адаптации переселенцев (посколько "единый плавающий налог" можно эффективно собирать без прописки и регистрации, и даже без посещения налоговой инспекции).


--
Кстати, идею "единого плавающего налога" во время Налогового майдана-2010 мы обсуждали с одним человеком, который потом стал депутатом от Блока Кличко. Идея понравилась, но потом человек стал депутатом, и у него появились другие заботы .
--


КТО ПОДХОДИТ ПОД ЕДИНЫЙ ПЛАВАЮЩИЙ НАЛОГ:


любой малый и средний бизнес, основанный на ФИЗИЧЕСКИХ количественных локациях, как-то:


- площадь торгового зала, торгового павильона или лотка на рынке;


- количество кассовых стоек;


- количество столиков, посадочных мест, автомобилей такси;


- количество выездных операторов (например, для услуг ремонта бытовой техники на дому);


- в отдельных случаях - по количеству проданных продуктов (продажа страховых полисов, авиабилетов и т.д.)


в общем - в тех случаях, когда средние обороты и предполагаемая доходность бизнеса могут быть спрогнозированы исходя из объективных и исчисляемых факторов (см. выше + расположение, проходимость, характеристики населенного пункта, бизнес-показатели в среднем по данной отрасли и т.д.)


КАК РЕАЛИЗУЕТСЯ:


шаг 1: формируется проектная группа из числа экономистов, чиновников, международных экспертов, представителей отраслевых ассоциаций и бизнеса.


шаг 2: группа нарабатывает "матричную" базу данных, которая устанавливает УНИФИЦИРОВАННЫЕ требования по уплате налога на объекты малого и среднего бизнеса в зависимости от группы факторов. Результат может выглядеть так:


"Парикмахерская, от A до B кресел, мужской и женский зал + маникюр, город с населением X, социально-экономическим развитием Y, категория района Z: единый плавающий налог 5 тысяч гривень в год".


шаг 3: база данных утверждается и передается в местный регистрационный орган. Индивидуальный пересмотр НЕВОЗМОЖЕН - оснований для местечковой коррупции нет. Регистраторы на местах могут только собирать пожелания и передавать их в проектную группу для корректировки границ зон, ставок налога и т.п.


шаг 4: предприниматель после открытия заведения/магазина/лотка покупает в местной мэрии или через интернет... "НАЛОГОВЫЙ ПРОЕЗДНОЙ" сроком на 3, 6 или 12 месяцев (в двух последних случаях, естественно, предоставляется скидка).


после этого предприниматель ОСВОБОЖДАЕТСЯ от любых проверок на предмет кассовых аппаратов, ведения бухгалтерии / документации, наличия документов на товар и т.п.


шаг 5: осуществляется контроль только за наличием "НАЛОГОВОГО ПРОЕЗДНОГО", его аутентичностью и соблюдением заявленных условий (количество столиков, касс, сотрудников и т.д.). данный контроль осуществляет УЧАСТКОВЫЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ (ШЕРИФ). Налоговые инспектора, УБЭП и УБОП работают там, где и должны - в крупном бизнесе, дерибане бюджетных средств.


шаг 6: в случае, если необходимо соблюдение пожарных и санитарных условий, соответствующие допуски получаются раз в год через метод чек-листов "есть/нет" - санитарные и пожарные службы также лишаются права внеплановых и непериодических проверок, а также возможностей волюнтаристского решения "дать/не дать".


РЕЗЮМЕ: одним из механизмов реанимации Украины является запуск экономики СНИЗУ, причем самозанятость, самофинансирование и активизация бизнес-климата играют в данном случае не менее важную роль, чем собираемость налогов.


ЕДИНЫЙ ПЛАВАЮЩИЙ НАЛОГ для малого и среднего бизнеса - идеальное для того решение.


Бонус А: убивается коррупционный налог в сфере малого и среднего бизнеса, находящегося в сфере действия ЕПН.


Бонус Б: огромное количество проверяльщиков становятся ненужными и могут наконец заняться общественно полезным трудом, а налогоплательщики перестают содержать этих дармоедов.



Автор: Денис Олейников



При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.