Перейти к содержимому

Депутатская неприкосновенность как призрак хорошего тона




О депутатской неприкосновенности принято рассуждать, но внедрять ее в жизнь депутатам не пристало. Вряд ли найдется в Украине депутат, который добровольно себя «урежет».

Ликвидировать касту «неприкосновенных» рядовые украинцы желают давно: подавляющее большинство (89%) граждан, голосовавших на Всеукраинском референдуме 16 апреля 2000 г., высказались за то, чтобы исключить из ст.80 Конституции Украины часть 3, которая гласит: «Народные депутаты Украины не могут быть без согласия Верховной Рады Украины привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы».

Однако результатов всенародного волеизъявления для упразднения этой нормы оказалось недостаточно, причем на пути внедрения решения народа в жизнь встала сама Верховная Рада. Она так и не имплементировала решения референдума, что неудивительно: вряд ли найдется в Украине депутат, который добровольно себя «урежет». Хотя после этого референдума идея отменить депутатскую неприкосновенность витала под куполом Верховной Рады, ни разу, впрочем, не материализовавшись в виде заветной цифры на табло системы «Рада» в строке «за».

Только на протяжении VI созыва депутаты подали 14 законопроектов, касающихся ограничений или отмены льгот народным депутатам Украины, однако пункт об исключении нормы о неприкосновенности удалось найти только в законопроекте №4136 от 3 марта 2009 г. авторства Арсения Яценюка. Единственный законопроект №1294 от 27 декабря 2007 г., непосредственно касающийся отмены депутатской неприкосновенности, был внесен Иваном Кириленко (БЮТ) и Вячеславом Кириленко (НУ-НС) и менее чем через три месяца снят с рассмотрения.

Любопытно, что, в противовес законопроекту БЮТ и НУ-НС, 21 января 2008 г. появился альтернативный — №1294-1 авторства Виктора Януковича, Сергея Левочкина и Александра Лавриновича, под названием «О статусе народного депутата Украины» (относительно гарантий должностным лицам от незаконного вмешательства в их деятельность), который был возвращен инициаторам сразу после снятия с рассмотрения основного законопроекта.

Однако, вопреки заявлениям регионала Вадима Колесниченко о том, что фракция Партии регионов никогда не говорила о неприкосновенности, такой законопроект у нее все же был — №4057 от 4 сентября 2007 г., авторства Василия Киселева, «О внесении изменений в Закон о статусе народного депутата относительно отмены льгот и привилегий». В нем предлагалось исключить пункт о неприкосновенности. Уже 8 сентября того же года он был подписан главой Верховной Рады. Однако внедрения его в жизнь не произошло до сих пор.

В 2007 году подавляющее большинство украинцев (76%, данные группы «Рейтинг») все еще хотели отмены неприкосновенности депутатов. Однако народные избранники считают эту меру опасной, причем при любом президенте. В 2007 г. тот же Киселев заявлял, что, пока у власти находится Виктор Ющенко, это приведет к диктатуре, а в 2010 г. нардеп-коммунист Леонид Грач предостерегал всех, что после отмены неприкосновенности «начнется не просто авторитаризм, а 37 год будет стучать в окна и двери».

Опасения депутатов относительно чрезмерного внимания к ним правоохранительных органов небеспочвенны, особенно в стране, где значительная часть предыдущего правительства находится либо в международном розыске, либо под следствием. Нежелание парламентариев потерять статус «неприкосновенных» говорит о двух вещах: во-первых, им есть что скрывать; во-вторых — система правосудия в стране зачастую используется не по прямому назначению, а как страшилка для оппонентов или конкурентов.

Однако, как показывает практика, лишить депутата неприкосновенности можно и сейчас — голосованием в Верховной Раде, если правоохранительные органы предоставят для этого веские основания. А выходом из ситуации может стать не продолжение традиции существования «касты неприкосновенных», а реформирование системы правосудия с тем, чтобы суды стали действительно независимыми.

Кстати, нынешний глава государства придерживается того же мнения. По крайней мере, он так считал, находясь в оппозиции. «Лишение неприкосновенности всех, и судей в том числе, — это был бы существенный шаг в направлении необходимых Украине реформ, в том числе и реформы судопроизводства. Ведь именно реформа судопроизводства является краеугольным камнем в целом комплексе борьбы с коррупцией», — заявил Янукович 3 июля 2009 г. Теперь, когда он при власти, а в Верховной Раде его партия составляет основу коалиции, у него для этого есть все возможности.

13 июня 2007 г.

Виктор Ющенко, президент Украины:

«Необходимо отменить депутатскую неприкосновенность. В парламент должны прийти честные политики».

4 сентября 2007 г.

Василий Киселев, депутат от Партии регионов:

«Если искренне желаете отменить неприкосновенность и отменить льготы, то сделайте так, как вы (Виктор Ющенко — прим. «ВД») сделали, когда принимались изменения к закону о выборах»

19 января 2011 г.

Вадим Колесниченко, депутат от Партии регионов:

«Партия регионов не заявляла о приверженности снятия депутатской неприкосновенности. Я за то, чтобы народные депутаты имели неприкосновенность в рамках европейской практики».


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.