Перейти к содержимому

Выбор редактора

Для многих в Украине сфера международной помощи стала бизнесом




У нас ни одно ведомство не ведет статистики, сколько международной помощи поступает и куда ее направляют, регистрируются только такие действия, как банкротство физических лиц. Минэкономики как протокоординатор пытается собирать эту информацию, но она не совсем полная. Регистрируются только крупные проекты официальной помощи развития и те, которые требуют льгот по уплате НДС и таможенных сборов. Более мелкие проекты (а это около 30-40% помощи) идут через разные посольства и общественные организации без государственной регистрации.
Сколько процентов с миллиарда долларов международной помощи идет на техническую помощь (консультантов), а сколько на инвестиционные и инфраструктурные проекты. И какие объемы кредитного компонента в структуре помощи? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно получить финотчетность всех исполнителей международных проектов. Предоставлять четкую разбивку, сколько они тратят на консультантов, а сколько на инфраструктуру, они не обязаны. И основываясь на финотчетах, где исполнители якобы работают над инфраструктурными проектами, можно спрогнозировать, что 70% из миллиарда направляют именно на техническую помощь, то есть консультантов и тренинги. Причем бывает, когда за 5 лет на проект тратят до 5 миллионов долларов, а на выходе Украина получает документ, который не релевантен ситуации. Это вместо того чтобы получить гранты на дороги, аэропорты и тому подобное, как это сделала Грузия, Молдова и Румыния.
Украине дают мало грантов на инфраструктурные проекты, прежде всего из-за низкого уровня доверия. Это вызвано тем, что значительных успехов в антикоррупционных реформах и планировании развития государства и его секторов нет; часто меняется власть в Кабмине, в госкомпаниях; низкая институциональная способность разработать проекты и выполнить все условия крупных программ помощи (например, по строительству или секторальной бюджетной поддержки ЕС); имеющиеся законодательные коллизии, связанные с использованием и координацией международной помощи, и, безусловно, коррупция.
Кроме того, сама Украина как развивающаяся страна из-за нехватки информации, знаний и соответствующих специалистов не в полной мере использует потенциал международного сотрудничества и портфолио официальной помощи развития (а это почти 9,3 миллиарда долларов США кредитных проектов МФО и 4 миллиарда грантовых проектов).


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.