Перейти к содержимому

Выбор редактора

Долевая экономика: не владеть, а пользоваться




Shareconomy, или долевая экономика - это новый тренд. Можно не покупать машину или идеи, а пользоваться ими сообща. Но, может быть, новое только понятие, а само явление давно знакомо?

Sharing economy, или совсем уж неуклюжий английский неологизм shareconomy, на русский язык обычно переводят как «долевая экономика». А понимают под этим каждый свое: от простых бытовых вещей до оптимального использования промышленного оборудования и создания «мозгового» центра в интернете для решения сложных проблем.

Главная тема CeBIT 2013
Крупнейшая в мире выставка информационных технологий и телекоммуникаций CeBIT старается определить или подхватить новые тренды в сфере IT-решений и услуг. И обычно попадает в точку. Два года назад главной темой выставки было Cloud Computing — «облачное программирование», в прошлом — Managing Trust, то есть «доверие и безопасность в сети». В начале марта 2013 года последует логическое развитие обеих тем — shareconomy.


Глава правления CeBIT Франк Пёшман (Frank Pöschmann) предсказывает новому тренду блистательное будущее. Он уверен, что впредь бизнес-партнеры, поставщики и клиенты, а также разработчики будут еще теснее интегрированы в сетевые процессы. Пёшман не сомневается, что это приведет к настоящей революции в сфере управления и принятия решений, а также обмена ноу-хау и контактами.

Новый тренд или старая дрель?
В действительности с самыми простыми примерами shareconomy все мы сталкивались еще во времена царя Гороха. Скажем, сколько раз в году приходится горожанину стены сверлить? Один-два?

Сотрудники газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung не поленились и подсчитали, что дрель за всю свою жизнь работает в среднем всего 13 минут. Стоит ли ради этого ее покупать, особенно если есть сосед, а у соседа не только дрель, но и полный набор инструментов имеется? Нет такого соседа — дешевле зайти в пункт проката. В Германии они открыты почти при каждом рынке стройматериалов. Хоть дрель напрокат бери, хоть бетономешалку.

Возьмем устройство покрупнее и подороже — автомобиль. Частные автомобили в среднем 23 часа в сутки простаивают, ржавеют, теряют в цене. Вот и растут, как грибы, в больших городах Германии фирмы carsharing. Действуют они по разным схемам, но принцип у всех один: за определенный взнос человек может пользоваться машиной тогда, когда ему необходимо, а техобслуживание и прочие заботы его не касаются. Если автомобиль нужен не каждый день, то выходит дешевле, чем содержать собственный или брать машину напрокат.

Делиться и обмениваться дешевле, чем владеть
Немцы, особенно молодые, все шире используют такие возможности. Если верить опросам, каждый второй житель Германии уже так или иначе сталкивался с shareconomy, а каждый четвертый активно использует эти возможности в повседневной жизни. Вот, например, веб-дизайнер Бритта Майер (Britta Majer) из Кельна купила старенькую автомашину в складчину с подругой. Подруга в будни ездит на авто на работу, а Бритта пользуется машиной на выходных.

Журналист Томас Кольман (Thomas Kohlmann) этим летом провел отпуск в Италии. Но поселился не в гостинице, а в частной квартире с видом на море. А ее владельцы все это время жили в квартире Кольмана в Кельне. Томас платит 140 евро в год фирме-посреднице и через ее портал в интернете находит частные квартиры по всему миру. Проживание — почти бесплатно.

Объединение гостиниц Германии (Hotelverband Deutschland, IHA) уже выражает обеспокоенность тем, что частный обмен квартирами стал реальной конкуренцией отелям.

Нужны механизмы охраны интеллектуальной собственности
Большая часть shareconomy в быту стала возможной благодаря интернету. Строительные фирмы, фермеры — аренда техники и обмен становятся все более популярными. То же и с традиционным промышленным производством. Если дорогое оборудование простаивает, почему бы не сдать его в аренду или не выполнить чей-то заказ?

Но самое ценное сырье, самый дорогой товар нынче — это информация, творческие идеи. Именно здесь и видит будущее shareconomy глава правления CeBIT Франк Пёшман. В качестве примера можно привести европейское отделение автоконцерна Ford. Растущий сегмент рынка в Европе — товары для пожилых людей. Вот Ford и решил через интернет выяснить, какие требования предъявляют пенсионеры к эргономике, оформлению и техническому оснащению автомобиля.

Когда речь заходит о сложных творческих проектах в Сети, тут же возникает вопрос об охране и оплате интеллектуальной собственности. Сотрудник Федерального объединения информационных и компьютерных технологий (BITKOM) Тобиас Арнс (Tobias Arns) возлагает большие надежды на сrowdsourcing, то есть на использование суммы знаний и идей большого числа людей.

Но каждая фирма на рынке надеется достичь инновационного преимущества. Как организовать процесс, чтобы такое преимущество сохранить? Франк Пёшман считает, что дело за политиками, и указывает, что необходима международная дискуссия об авторских правах. Ведь до сих пор отдельные государства совершают какие-то шаги в этом направлении, но эти меры лишь тормозят глобальное экономическое развитие.

Тобиас Эльмайер, Александр Варкентин


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.