Перейти к содержимому

Экспертный совет: Что даст Украине пенсионная реформа?




Вчера Верховная Рада Украины приняла за основу правительственный законопроект о реформировании пенсионной системы. В законопроекте содержится норма о повышении пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет ежегодно на 6 месяцев в течение 10 лет. Также среди новшеств: уменьшение пенсий госслужащим с 90% от зарплаты до 80% и ограничение максимального размера пенсий 10 прожиточными минимумами. Кроме того, предлагается ограничить этим уровнем и уже назначенные пенсии. Партия регионов и вице-премьер, министр социальной политики Сергей Тигипко обещают, что закон о пенсионной реформе будет принят в целом на последней пленарной неделе парламента, с 4 по 8 июля. МинПром решил выяснить, что принесет Украине пенсионная реформа, и сможет ли она уменьшить дефицит Пенсионного фонда.

Бывший министр труда и социальной политики (1998-2002, 2005-2006) Иван Сахань убежден, что серьезных позитивных финансовых результатов в этом году Пенсионный фонд не ощутит, но, по его словам, пенсионную реформу необходимо рассматривать не только в русле сегодняшнего дня, а и будущего. "Пенсионная реформа рассчитана прежде всего на молодое поколение, которое через 15-20 лет будет идти на пенсию, поэтому рассматривать ее с точки зрения нынешнего пенсионера – неправильно. И попытки средств массовой информации свести обсуждения к этому нюансу – необоснованны", – отметил политик.

В то же время И.Сахань считает, что на нынешних пенсионерах действие пенсионной реформы отрицательно не скажется. Более того, по его мнению, финансовая стабилизация Пенсионного фонда открывает возможности для обеспечения нынешних пенсионеров.

Экс-министр подчеркнул, что данный этап можно было пройти еще в течение последних 10 лет, и только из-за политических противостояний пенсионная реформа не была принята в начале десятилетия. "В 2000 году не хватило 12-15 голосов для принятия этого закона. Одна партия, которая считала себя либеральной, отказалась принимать закон, так как он усиливал позицию Президента. В следующем году отказались те, кто поддерживал Президента, так как это усиливало премьер-министра. Такая политическая возня не позволила принять пенсионную реформу значительно раньше и с меньшими проблемами пройти этот кризисный период", – сказал он.

И.Сахань полагает, что попытки изменить основные положения пенсионной реформы ко второму чтению будут. "Сегодня вопрос будет стоять так: насколько нынешние политические силы, представленные в парламенте, способны подняться над своими рейтинговыми проблемами и принять государственное решение, нацеленное в будущее. Или же возобладает попытка занять позицию критика или стороннего наблюдателя, и потом все обрушится на того, кто проголосует за принятие закона", – уточнил политик.

Бывший министр заметил, что все главные вопросы закона подлежат дискуссии, в частности с позиции Конституционного суда. Однако, по его словам, эти детали не имеют принципиального характера, так как несколько сотен пенсионеров, которые получают пенсии выше средней, не являются критической массой для принятия решения. "Я думаю, интрига будет в том, насколько позиции Президента, премьера и парламента будут нацелены на достижение этого результата", – добавил он.

И.Сахань уверен, что откладывать на осень рассмотрение пенсионной реформы во втором чтении – большая ошибка, которую придется решать непосредственно перед выборами в Верховную Раду.

Председатель парламентского комитета по вопросам социальной политики и труда Василий Хара подчеркнул, что инициированный правительством и принятый за основу законопроект о пенсионной реформе ничем практически не отличается от того законопроекта, против которого выступали Федерация профсоюзов Украины и комитет по вопросам социальной политики и труда.

Депутат полагает, что пенсионная реформа может немного поправить дефицит бюджета, но в сумме не повлияет на общее состояние Пенсионного фонда и его финансовые составляющие.

"Этот законопроект не имеет никакого отношения к реформированию пенсионной системы, потому что законодательство по реформированию пенсионной системы мы приняли еще в 2003 году. И в 2004 году был внедрен его первый уровень, где было прописано, что надо делать далее", – отметил В.Хара.

По его словам, данный законопроект призван помочь залатать дыры в Пенсионном фонде, но он не сможет выполнить эту функцию. "Для этого нужны очень большие финансовые ресурсы, а увеличение пенсионного возраста для женщин даст, по нашим расчетам, не более 500 млн, дефицит же Пенсионного фонда – десятки миллиардов". Глава комитета считает, что принятие закона создаст множество проблем: пенсионеры будут работать, для молодых и так сегодня нет работы, а еще меньше останется на тот момент, когда увеличат пенсионный возраст для женщин.

В.Хара убежден, что данный законопроект является реакцией на жесткие требования Международного валютного фонда, чтобы получить очередной транш.

Также депутат добавил, что предложения к пенсионной реформе перед вторым чтением обязательно будут. Однако он сомневается в том, что самое принципиальное предложение, связанное с отменой повышения пенсионного возраста, будет принято, потому что это главное требование МВФ, и из-за него этот проект и появился. "Я убежден, что даже если ведущий комитет Сушкевича (парламентский комитет по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов) примет правильное решение, сессионный зал все равно поддержит повышение пенсионного возраста", – резюмировал В.Хара.

Заместитель главы партии "Сильная Украина" Александра Кужель заявила, что если пенсионная реформа не будет принята, то Пенсионный фонд через несколько месяцев не сможет выплачивать и минимальные пенсии. Она отметила, что демографическая ситуация в Украине такова, что 14,8 млн работающих содержат 14,3 млн пенсионеров, и привела пример Беларуси, где 9 работающих содержат одного человека. "Малый и средний бизнес не платят в Пенсионный фонд больше 300-400 грн., а минимальная пенсия составляет 720 грн. Это не то что дефицит, это банкротство", – подчеркнула политик и добавила, что пенсионная реформа должна была начаться еще в 2000 году.

А.Кужель отметила, что в дальнейшем Украину ждет легализация зарплат, создание новых рабочих мест, но без изменения пенсионного возраста, ограничения больших пенсий, изменения подхода к пенсиям военнослужащих все это будет невозможно.

По ее словам, пенсионная реформа поможет снизить дефицит Пенсионного фонда, но не сразу. "Если б мы начали реформировать в 2000 году, мы б вообще не знали, что это такое. Для молодежи – это важно, потому что у них появляется возможность, что будет накопительный фонд и что у них вообще будет пенсия. Если мы не внесем эти изменения, они будут платить, но пенсии у них не будет", – добавила замглавы "Сильной Украины".

Также А.Кужель заявила, что вице-премьер Сергей Тигипко будет очень жестко контролировать редакцию пенсионной реформы во втором чтении, иначе реформа окажется нерезультативной.


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.