Перейти к содержимому

Фермеры спасаются от госпомощи




Украинские животноводы отказываются от дотаций по компенсации строительства. Несмотря на то, что денег на развитие масштабного производства у них не хватает, иметь дело с бюджетными средствами они не желают. Ведь еще до фактического получения дотаций к предпринимателям приходят проверяющие из налоговой, прокуратуры и даже СБУ, пытающиеся доказать незаконность операции.

Новая старая проблема
2 ноября Кабмин установил предельный размер частичного возмещения стоимости строительства и реконструкции животноводческих ферм в размере не более 30 тыс. грн. на одну голову крупного рогатого скота (КРС) и 25 тыс. грн. на одну свиноматку. Но вряд ли за бюджетными средствами выстроится очередь желающих их получить. Несмотря на то, что собственных средств у животноводов не хватает, а банковское кредитование обходится им слишком дорого, дотирование обещает обернуться проблемой, а не реальной помощью.

Наименьшей проблемой госпрограммы по возмещению стоимости строительства и реконструкции животноводческих ферм является отсутствие реальных средств. Как объясняет аналитик компании «ААА» Мария Колесник все аграрные статьи бюджета относятся к незащищенным, поэтому их финансируют по остаточному принципу. Таким образом, чтобы их получить, нужно иметь хорошее лобби, например, в виде нужных связей или команды хороших юристов. Поэтому, по мнению эксперта, этот механизм более доступен крупным компаниям.

Очевидно, таким же образом мыслит Кабмин, поскольку предполагается, что из бюджета на безвозвратной основе будет возмещаться до 50% стоимости строительства и реконструкции ферм или комплексов, в которых по проекту должно содержаться не менее 500 голов КРС, 1,2 тыс. свиноматок или 1 млн. голов птицы, а также до 30% стоимости строительства и реконструкции предприятий по производству комбикормов.

На строительство денег не хватит
В то же время президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко считает, что эти деньги больше пригодились бы мелким фермерским хозяйствам, поскольку на строительство крупных объектов бюджетных средств все равно не хватит. По его словам, на сооружение современного комплекса по разведению КРС необходимо $12-15 тыс. в пересчете на одну голову, а свиноферма обходится примерно в $5 тыс. на одну свиноматку. Таким образом, предложенный документ Кабмина предусматривает около $4 тыс. на голову КРС и около $2 тыс. на свиноматку. «Этого недостаточно. Поэтому сказать, что это будет способствовать созданию самых современных предприятий по производству мяса и молока нельзя. Эти деньги достаточно для того, чтобы реконструировать существующие фермы, которые использовали старую технологию доения, например, молокопровод и привязное содержание», - объясняет эксперт.

По его мнению, если бы Кабмин реально компенсировал 50% строительства, то было бы очень много желающих получить такие средства. «Но как их распределить, когда у нас очень ограниченный бюджет и денег не хватает. Критериев отбора нет», - разводит руками аграрий. При этом он уточняет, что принципы отбора устанавливаются непосредственно в МинАПК. «Т.е. министерство будет решать, что нужно дать дотацию именно этому предприятию. Но почему именно этому, очень трудно объяснять», - говорит он.

Гости из СБУ
Впрочем, эта проблема меркнет по сравнению с другой. «Дело в том, что если, не дай бог, компания получила дотацию, то максимум через месяц к ней приходят проверяющие из налоговой, из прокуратуры, из СБУ, из районного управления сельского хозяйства и райупраления финансов. Т.е. через месяц начинается ад, потому что каждый проверяет и хочет доказать, что дотация была получена неправильно», - рассказывает Л.Козаченко. При этом, как рассказывают участники рынка, чтобы откупиться от проверяющих иногда приходится заплатить больше размера дотации.

Более того, как рассказывает М.Колесник, нередко проверяющие приходят еще до того, как компания реально получила деньги. «Я знаю примеры, когда в прошлом году некоторым крупным компаниям на бумаге были распределены дотации на строительство, но еще до фактического получения денег к ним «в гости» пришли сотрудники СБУ проверять, куда были потрачены средства. Поэтому многие предпочитают строить все же за собственные средства, потому что потом проблем не оберешься. Тем более, это строительство – где-то приходится заплатить наличными, где-то другие тонкости, которые бывает сложно правильно провести по бухгалтерии», - объясняет эксперт.

Лучше уж без дотации?
Безусловно, некоторые аграрии все еж рассчитывают на бюджетные средства, хотя рассказывают они о своем опыте осторожно. Например, в KSG Agro рассказали, что еще не пробовали получать компенсацию. «Вот реконструируем животноводческий комплекс в Ниве Трудовой тогда и будем подавать на компенсации, пока об этом говорить рано», - отметили в пресс-службе компании.

По информации пресс-службы «Апк-Инвест», компания участвует в указанной программе в рамках Постановления Кабмина №900 от 04.10.2010. «Это означает, что компания подает необходимый пакет документов в соответствии с установленной процедурой получения частичного возмещения агропредприятиями, принимает участие в конкурсе, на основании утвержденного Министерством аграрной политики и продовольствия положения», - объяснили в пресс-службе, не уточнив подробности сотрудничества с регулятором.

Всего же за 2011 г., как сообщало Минэкономразвития, по программе частичного возмещения стоимости строительства и реконструкции животноводческих ферм и комплексов и предприятий по производству комбикормов из госбюджета было направлено 607,5 млн. грн. Это около $76 млн., которых хватило бы на 50%-ю компенсацию строительства животноводческих объектов примерно на 5-6 тыс. голов КРС или 15 тыс. свиноматок. В пересчете на фермы это не более 2-3 комплексов по разведению КРС или свиней. В масштабах страны это мелочь.

Таким образом, как подчеркивает М.Колесник, действующий механизм помощи в строительстве животноводческих ферм крайне неэффективен. Участники и эксперты рынка в один голос предлагают заменить его компенсацией процентов по кредиту. По их мнению, это было бы и прозрачней, и эффективней. При этом, как уточняет Л.Козаченко, из рабочей цепочки надо было бы полностью устранить чиновников, оставив только финучреждения - те, которые выдают кредиты и те, которые аккредитованы для компенсации процентов. «Если проверяющий захочет узнать судьбу компенсации, он пойдет не на ферму, а в банк, и уж там он пусть попробует провести проверку. Банки не так просто проверить, как бедного фермера», - отмечает эксперт.

Наталья Тарасова


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.