Перейти к содержимому

Газовый консорциум - последняя иллюзия




Запланированное к концу года разукрупнение НАК «Нафтогаз Украины» вкупе с обещанием создать на его осколках консорциум представляется последним шансом украинской власти получить ценовые подачки от Кремля

Власти Украины принялись за реализацию очередной идеи относительно удешевления импортного газа до $190–210/тыс м3. На сей раз экспромтов не предусматривается. Уменьшения цены предполагается достичь по хорошо знакомой и уже применявшейся в 2001–2007 годах схеме — с помощью создания Международного консорциума по управлению украинской газотранспортной системой (ГТС).

Впервые официально анонсируя эту инициативу 16 сентября, представители Минэнерго постарались не сообщать о предполагаемом профиле основной деятельности будущего предприятия и методах, благодаря которым эта деятельность принесет Украине снижение цен. На европейском рынке долгосрочных трубопроводных поставок газа существуют три схемы работы консорциумов: «строительство — эксплуатация — владение», «строительство — эксплуатация» и «эксплуатация/торговля». И только в зависимости от выбранного профиля можно говорить о реальных, а не мифических методах, с помощью которых Украина может превратить консорциум в инструмент снижения цены.

Самый заурядный способ — это эпизодическая закупка определенного объема газа Украиной в счет товарного погашения другими учредителями консорциума стоимости их взносов в капитал. Такой вариант станет возможным, если схемой деятельности консорциума станет «строительство — эксплуатация — владение». Тогда взносом государства в его капитал может стать вся украинская ГТС, оцененная, например, на сумму $130 млрд. А взносом зарубежных партнеров, привлеченных в консорциум, будет поставка газа на такую же условную сумму (если раздел долей происходит по принципу 50% государство и 50% инвесторы). Благодаря такому методу Украина уже в 2012 году может одноразово получить газ по $190–210/тыс. м3 в объеме, которого ей хватит на два-три года обильного и беспроблемного потребления. Затем, когда оплата учредительских вносов окончится, завершится и разовый ценовой допинг. А государство навсегда утратит право собственности на ГТС.

Пока украинское законодательство это запрещает. Поэтому возможными для Украины профилями работы консорциума могут быть схемы «строительство — эксплуатация» и «эксплуатация/торговля». Первый профиль наиболее затратный, и потому очень предпочтительный для вороватой украинской нефтегазовой бюрократии. Но Киев успел дискредитировать этот профиль еще в 2001–2007 годах из-за полного провала работы украинско-российского консорциума, созданного для реконструкции газопровода Новопсков — Богородчаны — Дашава — Ужгород. Правда, в Украине успешно работает аналогичный во многом украинско-российско-турецкий консорциум ЗАО «Газтранзит», который реконструировал газопровод Тальное — Ананьев — Измаил. Однако увеличения поставок газа в данном направлении не произошло, а неплохо заработать на этом проекте смог только «Газпром», который в итоге скупил всех турецких соучредителей ЗАО.

Таким образом, из всех известных профилей работы перспективного консорциума наиболее реальной выглядит схема «эксплуатация/торговля». В этом случае Украина будет таким же инвестором-учредителем, как и все остальные, кого смогут привлечь. Позитив этого профиля очевиден — если партнерами Киева станут опытные европейские корпорации, они вполне смогут закупать газ на восточной границе Украины и РФ по цене, которая может оказаться ниже цены, которая предусмотрена ныне действующими украинско-российскими газовыми соглашениями. Наиболее вероятным партнером для такого профиля работы может оказаться компания Shell. С недавних пор она крайне нуждается в доступе к украинской ГТС, поскольку заключила в конце лета соглашение о разработке группы крупных месторождений на востоке Украины. Кроме нее, на диалог с нынешней украинской властью вполне могут пойти давние партнеры «Газпрома» — Wintershall и RWE. Они традиционно закупают газ на западном и южном выходах с ГТС Украины для своих крупных дочерних предприятий в Румынии и Чехии.

Но как бы ни сложились отношения с этими и другими возможными инвесторами, следует помнить, что идея о создании консорциума уже шестая за последние полтора года попытка Киева добиться снижения цены на импортный газ. И все предыдущие попытки особым успехом не увенчались. Не оправдались надежды уговорить РФ разблокировать транзит газа из Средней Азии, суд над экс-премьером Юлией Тимошенко так и не дал оснований для пересмотра действующего ныне договора на поставку газа. Идея о возможном объединении активов «Газпрома» и НАК «Нафтогаз Украины» благо так осталась идеей, а широко известные харьковские соглашения дали лишь временное и несущественное снижение цены. О самой первой попытке снизить цену — заключении Сочинских инициатив премьер-министров Украины и РФ — и вовсе забыли. К сегодняшнему дню из предусмотренных этими инициативами украинско-российских СП в девяти секторах украинской экономики худо-бедно заработать смогли лишь два — в авиастроении и производстве топлива для АЭС («ОАК Антонов» и СП «Ядерное Топливо»/ «ТВЭЛ»).

Череда этих безуспешных попыток свидетельствует, что переговоры о создании новых предприятий на базе украинской ГТС — это явно последний шанс нынешней украинской власти доказать свою дееспособность в газовой сфере. Ведь сдавать или обещать российским политикам больше нечего. Остались лишь обещания создать безпрофильный газовый консорциум и передать этому предприятию, «которое занимается всем», доли в управлении или капитале «Нафтогаза Украины». Структура активов которого, кстати, весьма скоропалительно готовится к разукрупнению.

Ведущие международные консорциумы по транспорту газа в странах ЕС

Прикрепленное изображение: 1.jpg



Прикрепленное изображение: 2.jpg



При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.