Перейти к содержимому

Госзакупки: лакомый кусок для нечистых на руку




Верховная Рада Украины шестого созыва канула в Лету. За пять лет ее существования, с 2007-й по 2012 год, общий объем государственных закупок вырос в два раза — до 325 млрд. грн. В этой огромной сумме и лекарства для диабетиков, и питание для школьников, и ремонт автодорог, и роскошные автомобили для чиновников, и необходимые поставки для государственных и коммунальных предприятий.

Что сделали народные избранники ушедшей Рады для того, чтобы эти средства расходовались экономно, эффективно и открыто, на благо всех граждан Украины? Какие вызовы стоят перед системой госзакупок в ближайшие пять лет и, соответственно, перед Верховной Радой седьмого созыва?

Тема, достойная широчайшей дискуссии как среди профессионалов-закупщиков, так и в обществе, с участием политиков. В этой статье мы попытались наметить хотя бы основные варианты ответов на эти вопросы с привлечением экспертов из разных сфер.

Даже многие африканские правители прибегают к различным правовым ухищрениям, чтобы, выстраивая масштабные коррупционные схемы, попытаться сберечь лицо перед цивилизованным Западом. Верховную Раду Украины в 2005—2007 годах соблюдение приличий не озаботило. В глазах многих народных избранников (безотносительно к их партийной окраске) сияла перспектива урвать хоть кусочек от десятой части общего объема госзакупок в 140 млрд. грн. Именно такими размерами оценивался ущерб от деятельности Тендерной палаты Украины. И прибыль всех, кто ее лоббировал, поддерживал или непосредственно ею руководил.

Напомним, что ТПУ была введена в систему госзакупок Украины исключительно благодаря законам, принятым Верховной Радой. Одна маленькая «левая» фракция получила около 10 млн. долл. лишь за одно голосование. Согласно вестям из парламентских коридоров, «вознаграждение» важным депутатам за поддержку ТПУ достигало 200 тыс. долл.

Устранение общенациональной коррупционной схемы во главе с ТПУ — один из трех ключевых результатов тендерной деятельности ВРУ шестого созыва, по мнению всех опрошенных нами экспертов (хронология ключевых решений приведена в табл. 1 .).

Прикрепленное изображение: 1.jpg



Кстати, даже после разрушения этой схемы ее сторонники неустанно пытались протянуть через парламент или отдельные ведомства новые коррупционные посреднические схемы. Это и введение обязательных справок о соответствии цен победителей торгов некому «рыночному уровню», и подача электронной отчетности в налоговую через посредника-монополиста, и де-факто монополизация оценочной деятельности. Лоббирование последней продолжается и сегодня. Ведь один из бывших руководителей ТПУ Антон Яценко благодаря голосам уманских селян снова стал народным депутатом...

Прикрепленное изображение: 2.jpg




Практически все эксперты не менее важным результатом назвали воссоздание более-менее нормальной системы госзакупок после принятия ВРУ в 2010 году Закона «Об осуществлении государственных закупок». Правда, как подчеркивает Геннадий Островерх, директор предприятия «Редукцион», издающего одноименный профессиональный журнал, до этого госзакупки два года регулировались Кабмином Ю.Тимошенко в ручном режиме.

Это было прямым нарушением Конституции, о чем не преминул заявить тогда еще вполне независимый Конституционный суд.

Мнения экспертов о третьем ключевом результате деятельности ВРУ шестого созыва и развитии всей системы госзакупок разошлись. Некоторые указывали на безнаказанность тех, кто был причастен к созданию ТПУ или кого уличали в последние годы в тендерной коррупции. По словам Александра Шатковского, одного из экспертов в сфере госзакупок, всем известны имена авторов ТПУ, а их безнаказанность создает опасный прецедент. «Можно изнасиловать всю страну, и тебе за это ничего не будет!» — так комментирует он. Виктор Таран, директор Центра политических студий и аналитики, также указывает на полную недосягаемость для закона тендерных коррупционеров, принадлежащих к высшей властной элите. Сажают лишь мелких чиновников на местном уровне.

Тема доступа к тендерной информации является не менее популярной. Внедрение в 2010 году открытого бесплатного доступа к ней на государственном веб-портале отмечалось многими гражданскими активистами. По словам Алексея Хмары, президента Transparency Ukraine, этот веб-портал является едва ли не самым большим в Украине открытым источником публичной информации, имеющей высокое общественное значение.

Вместе с тем закрытие информации о закупках госпредприятий, одобренное ВРУ этим летом, оценивается как безусловный шаг назад в развитии открытой и прозрачной системы госзакупок.

А.Шатковский высоко оценил качество раздела о госзакупках в Соглашении об ассоциации и сотрудничестве между ЕС и Украиной. По его мнению, этот своеобразный путеводитель для дальнейшего развития этой сферы основывается на «европейской философии».

Вызовы для Верховной Рады Украины седьмого созыва
Системное и комплексное развитие государственных закупок — вызов номер один, стоящий перед новой Верховной Радой. Об этом говорили все эксперты, как закупщики-профессионалы, так и гражданские активисты.

Так, А.Шатковский отмечает: «Изменения в профильный закон несистемные и противоречивые. Правительство одобряет один текст законопроекта, а парламент принимает совсем другой. Изменения происходят абсолютно неожиданно для всех». Эксперт считает, что необходимо «перелопатить» существующий закон и сделать его более простым.






При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.