Перейти к содержимому

Выбор редактора

Киотские проблемы: как долго Украина сможет продавать воздух




Состоявшаяся в начале декабря Конференция ООН по вопросам изменения климата в катарской столице Дохе нанесла удар по экономической основе Киотских соглашений - международной торговле правами на выброс в атмосферу углекислых газов, сообщает "Инвестгазета".

Без экономической основы вся система Киото выглядит не более чем декларацией о намерениях, а для Украины это означает перспективу потерять главное преимущество, которое она получила, подписавшись под киотскими договоренностями.

Возможность заработать на «торговле воздухом» в свое время подавалась в качестве главного аргумента в пользу ратификации протокола. Цифры назывались самые разные — от $50 млрд. до $100 млрд. Одной из главных причин провала нынешнего саммита стала позиция делегации США. Глава американской делегации Тодд Стерн в очередной раз заявил, что его страна сейчас не готова выделять новые средства на борьбу с изменениями климата.

На этот раз позицию Вашингтона поддержало и большинство других развитых стран. Даже ЕС, который последние годы находился на пике борьбы с глобальным потеплением, признал, что средств на инвестиции в новые технологии борьбы с изменением климата больше нет. По данным Европарламента, европейцы смогут собрать еще $6 млрд. в помощь развивающимся странам, и это будут последние деньги.

С другой стороны, страны Азии, Африки и Океании в очередной раз напомнили, что год назад на встрече в южноафриканском Дурбане им пообещали к 2020 году выделить $100 млрд. помощи. Эти требования поддержали и Индия с Китаем — именно на их территории находятся 16 заводов, выбросы от которых составляют 40% всех парниковых газов в мире. В результате переговоры, длившиеся почти шесть лет между 194 государствами, снова потерпели фиаско.

Зачем же понадобилось американцам (мало кто сомневается в том, что идея альтернативного соглашения принадлежит США) делать подкоп под Киотские соглашения? Ну не подписали и забыли, как говорится, не их проблема. Но причины, разумеется, есть. Причем причины как экономические, так и политические.

Антикиотизм
Еще в 2007 году представители большинства стран мира собирались на Бали, где впервые озвучили желание к окончанию первого периода Киотского протокола подписать новый документ с более амбициозными целями. Тогда, по мнению главы исследовательской службы National Center for Policy Analysis Стерлинга Бруннета, развитые страны могли позволить себе говорить об экологии и раздавать обещания. «Особенно ЕС, который на Бали обещал снизить свои выбросы до 2020 года на 30%. И постоянно убеждали США, что нужно сделать то же самое», — рассказывает эксперт «Инвестгазете». Вашингтон тогда проигнорировал конференцию, объясняя это тем, что не ратифицировал Киотский протокол, и сокращение выбросов нанесет удар по экономике страны. Выступая в конце 2007 года перед Конгрессом, Джордж Буш заявил, что экономические потери от такого шага могут составить 3% ВВП.

С наступлением кризиса главным изменением в мировой экологической дипломатии было то, что развивающиеся страны начали еще настойчивее просить денег. Представители Лиги неприсоединившихся государств заявили, что беднейшим странам нужно получать не менее $40 млрд. в год, чтобы держать ситуацию в узде. Кроме того, страны ощутили, что нужно быстро подписывать новый договор, чтобы получить представление о том, что будет дальше с земным климатом.

Прикрепленное изображение: gas.jpg



Но на первом же большом саммите в Копенгагене в 2009 году произошел гигантский провал. Страны ни о чем не смогли договориться. По мнению Джонатана Лина из Intergovernmental Panel on Climate Change, лидеры ЕС, организовавшие этот саммит, переоценили стремление США к реформам под началом тогда только избранного Барака Обамы. Кроме того, к саммиту в ООН подготовили доклад, согласно которому только Европа пытается выполнять свои экологические обязательства, но и она далека от того, чтобы сократить свои выбросы на 8% по сравнению с 1990 годом. Остальные же государства просто используют экологические проекты для того, чтобы получать международную помощь.

Следующие два года изменили и позицию ЕС. На саммите в Дурбане (в 2011 году) делегация Евросоюза заявила, что из $20 млрд., которые союз выделил в помощь Африке, только 30% средств были потрачены на экологию. Остальные исчезли.

Тогда же эксперты стали замечать, что в Брюсселе все меньше говорят об изменениях климата и все больше думают о том, как бы списать долги проблемных экономик. «Если раньше в ЕС говорили, что смогут дать деньги на минимизацию последствий изменения климата и сами будут вести политику снижения выбросов, то теперь эта риторика изменилась. Ведь в одной только Великобритании переоснащение энергетики будет стоить до $17 млрд. в последующие 10 лет», — говорит Тиммонс Робертс, старший аналитик Института Брукингса.

В США, как и раньше, скептически относятся ко всем международным экологическим инициативам. Кроме того, по мнению экспертов Совета по внешней политике, сейчас в Палате представителей преобладают республиканцы, а они всегда были против выделения денег на борьбу с изменением климата. Поэтому на встрече в Катаре США заявили, что также не будут брать на себя дополнительные международные обязательства, а лучше сами снизят выбросы. Тем более что международные деньги уходят во многом далеко не бедным странам.

Однако профессор британского Букингемского университета Джулиан Моррис считает, что все дело в большой политической игре. Инициатива Вашингтона действительно похожа на попытку вывести азиатские экономики, и в первую очередь китайскую, из-под контроля Киотского протокола. При нынешней степени интеграции состояние американской экономики во многом зависит от состояния экономик азиатских «тигров». И США не заинтересованы в резком снижении экономического роста в Азии, и в частности в Китае.

Еще меньше они заинтересованы в том, чтобы Китай в рамках киотского процесса попал под контроль какой-то «третьей стороны» — скажем, ЕС.

В этом интересы США расходятся с европейскими. Евросоюз, экономика которого слабее американской, стремится ограничить возможности Китая, чей ширпотреб за счет низких цен успешно конкурирует с европейским на мировых рынках. А ограничения на техногенные выбросы по киотским соглашениям могли бы стать внешним тормозом роста китайского производства.

Богатые против богатых
Главными получателями международной помощи в сфере экологии остаются развивающиеся страны, во главе которых стоят Китай и Индия. Сейчас это особенно удивительно, так как Пекин хочет занять место второй по объему экономики в мире, а ВВП Индии за 10 лет вырос почти на 100%.

Вместе с тем эти гиганты находятся в одной группе с островными «карликами» Науру или Мальдивскими островами, которые медленно уходят под воду. А экономическая помощь распределяется неравномерно.

С другой стороны, развитые страны сами пообещали довести до 2020 года размер экономической помощи до $100 млрд. Но пока смогли собрать лишь $11 млрд. В 2013 году придется выделить еще $21 млрд., а в 2015-м сумма «пожертвований» составит не менее $41 млрд. В условиях кризиса сделать это будет практически невозможно. Поэтому в Катаре развитые государства предложили снизить объем помощи до $60 млрд. Китай, в свою очередь, пытается сформировать и свой внутренний рынок квот по выбросам парниковых газов. Пекин изначально не брал на себя обязательств по сокращению выбросов и потому сейчас активно может поставлять свои квоты на мировые рынки. И, по прогнозам Всемирной организации сотрудничества и развития, к 2020 году Поднебесная сможет занять более 46% мирового рынка квот. При этом Китай еще и получает международную помощь.

«Именно поэтому развитые страны хотят пересмотреть всю систему борьбы с потеплением. Она, скорее всего, будет базироваться на внутренних реформах в самих странах и двусторонних договорах», — считает Стерлинг Бруннет.

Черный день календаря
Позиция Украины на экологическом саммите выглядела, мягко говоря, консервативно, отстаивая право и в дальнейшем торговать неиспользованными квотами. Киев в рамках Киотского протокола получил квоту на уровне выбросов 1990 года.

И сейчас, по данным экологических организаций, достиг лишь 41% выбросов от этого уровня. Поэтому и сейчас Украина пыталась получить разрешение торговать квотами до 2020 года, которыми не смогла воспользоваться ранее. В Катаре ей не удалось провести это решение, и теперь ситуация для страны существенно усложнится.

Япония, Испания, а также ряд других основных покупателей квот на глобальном рынке публично обязались больше не покупать чужие тонны СО2, а попытаться сохранить собственные выбросы. Кроме того, в последние годы на рынок вышли Россия, Канада и Новая Зеландия, которые хотят получить к 2015 году не менее 40% рынка.

А Украине теперь будет сложнее тратить деньги, которые она получит на экологические проекты. В будущем, по мнению большинства экспертов, новый договор вряд ли будет подписан. В конце 2012 года, когда закончится первый этап Киотского протокола, мир окажется в еще большем неведении относительно своего экологического будущего. По данным ООН, вскоре на борьбу с потеплением надо будет тратить не менее $15 млрд. в год. И эта сумма будет расти из года в год. Но даже в этих условиях политики не спешат договариваться, надеясь, что климатического коллапса не произойдет.

Павел Сивоконь


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.