Перейти к содержимому

Онлайн-сервис групповых скидок




Электронные сервисы групповых скидок в Украине на пике популярности. Только в Киеве действует около 25 таких сайтов, работают они и в других городах-миллионниках. Родоначальником этого маркетингового инструмента в 2008 году стал американский сайт Groupon. Сейчас в 43 странах мира его услугами пользуются более 83 млн человек.

Система работы Groupon и всех его последователей проста: сайты реализуют купоны со скидками на товары или услуги. Для получения скидки недостаточно приобрести купон, необходимо, чтобы скидочные купоны на данный товар/услугу купило определенное количество участников. Поэтому-то скидки и называются коллективными. Если желающих слишком мало, акция не состоится, а стоимость купона покупателю возместят. На первый взгляд, выгода для компаний-участниц очевидна — новые клиенты. Однако привлекать этих клиентов становится все дороже.

Ворота в мир

Участие в сервисе коллективных скидок дает доступ к большой интернет-аудитории. По словам Романа Палия, создателя и руководителя первого украинского проекта-агрегатора скидок kuponi.com.ua, на портал заходят 1600 пользователей в будний день и 1000–1200 — в выходной, просматривая при этом в сумме 7000–7500 страниц.

«Если раньше ассортимент скидок был незначительным, то сейчас можно с дисконтом развлечься, поесть, расслабится на кушетке массажной, отдохнуть в разных заведениях. Появилось больше и специализированных сайтов, вплоть до того, что одна скидка с разной ценой купона — от 5 до 25 грн (на новом сайте купон обойдется пользователям дешевле) — может размещаться на нескольких ресурсах. Возросло доверие к подобным порталам, у пользователей все меньше возникает вопросов о том, не обман ли это, как оплатить скидку, почему такая скидка и т.д.», — рассказывает Роман.

Обычно партнеры сайтов скидок — новые фирмы, товары/услуги которых нуждаются в рекламе. Реже на купонных сайтах предлагается продукция хорошо известных потребителям брендов.

Размер дисконта немаленький — в среднем 50–70%. Это создает впечатление, что компания-участница продает свой товар почти по себестоимости, а значит, его качество оставляет желать лучшего. «Мы не работаем себе в ущерб — на сайтах групповых скидок наша продукция продается по оптовой цене, — объясняет Олеся Гречко, руководитель направления оптовых продаж магазина сумок ТМ Dontlookbag. — По этой же цене мы отдаем товар и традиционным магазинам, которые делают на нем 100% накрутку. Мы впервые решили попробовать розничные продажи и уже отмечаем их рост».

Нередки ситуации, когда компании-участницы пытаются злоупотреблять возможностями сайтов по привлечению большого количества покупателей и подают ложную информацию о розничной цене продукции/услуги. «Некоторые компании специально перед обращением к нам завышают цены на свои товары. Был случай, когда на скидочном сайте продавались кресла-мешки по цене 350 грн (со скидкой 50% первоначальная цена составляла 700 грн). На самом деле, на официальном сайте торговца стоимость таких кресел была 390 грн. Благодаря оперативным комментариям пользователей подобные псевдоакции игнорируются. Аналогичные случаи завышения цен были также у компаний, предлагающих ПВХ-окна, турпутевки, места на базах отдыха», — отмечает г-н Палий.

Иногда фирмы размещают на сайтах скидку на определенный вид продукции, в дополнение к которой потребитель с вероятностью 80–90% купит другие товары/услуги по полной цене. К примеру, у ресторана это может быть скидка на часть меню, без выпивки/воды.

Пока горячо

Лето — наиболее напряженный период для сервисов групповых скидок. Ассортимент скидок растет за счет летних видов отдыха на воде и за городом. К тому же у фитнес-клубов, ресторанов и салонов красоты временно уменьшается число постоянных посетителей, и эти заведения готовы поступаться ценами для привлечения новых клиентов.

«Мы разместили купон на сайте скидок для привлечения людей на время мертвого сезона. В результате количество посетителей увеличилось приблизительно на 30%, и мы получили, что хотели — раскрутку нашего ресторана. Даже при 50% скидке мы не работаем себе в убыток благодаря большому потоку клиентов. Конечно, постоянно такие маркетинговые средства использовать не собираемся — это сезонная акция», — делится опытом Екатерина Качур, администратор ресторана Arizona BBQ.

Солидарна с ней и Виктория Чупровская, директор школы Сapital Promo Agency, которая рассматривает использование сервисов коллективных скидок как PR-акцию: «Это дополнительный способ заявить о себе и привлечь внимание аудитории подобных сайтов. Таким способом мы получали клиентов в трудные времена — праздничные периоды, сезон отпусков. Участие в подобных сервисах неприбыльно, потому что нужно предоставлять немалую скидку. Благо, не все новые ученики приходят в школу по купонам, поэтому в целом мы остаемся в выигрыше».

Впрочем, не всегда компании-участницы получают ожидаемые результаты. «Вначале приходило много людей, потом был спад. Дело в том, что сайтов, продающих скидки, становится все больше, а наших потенциальных посетителей из-за тотального подорожания — все меньше. Поэтому наше дальнейшее участие в подобных сервисах под вопросом», — констатирует Тарас Литвин, менеджер «Чайного Клуба».

Некоторые предприниматели и вовсе уверены, что скидками современного потребителя не возьмешь. «В наше время никого дисконтами не удивить, клиенту нужно получать больше от покупок, — полагает Алексей Лымаренко, руководитель проекта «Чудо Card». — Повысить лояльность потребителя можно за счет бонусов. Мы убеждены в том, что бонус лучше любой скидки. Потому что клиент заинтересован вернуться и потратить накопившиеся баллы. А что касается затрат на внедрение, то для бонусной программы они ниже, чем для дисконтной».

В жертву популярности

Сервисы групповых скидок проводят строгий отбор участников (особенно сейчас, когда таковых предостаточно). Фиксированной оплаты за размещение купона нет, в каждом отдельном случае принимается индивидуальное решение в зависимости от того, насколько перспективной сочтет услугу или товар менеджер сервиса.

Так, размещение может быть бесплатным, если всю прибыль с продаж купонов получит владелец сайта (подобное практикуется на недорогих купонах по цене 2—30 грн). Возможен вариант — часть стоимости рекламируемой услуги получает сайт. К примеру, если цена услуги составляет 1000 грн, а сайт скидок продает ее за 500 грн, то от этой суммы он забирает себе 30—60%. В итоге предпринимателю достаются клиенты, на которых он зарабатывает от 200 грн (если сайт получает 60%) до 350 грн (если сайт скидок забирает 30%).

«Чем больше раскручен сайт купонов, тем жестче условия сотрудничества он диктует», — объясняет Роман Палий.

Анна Шалай, владелица магазина женской одежды AnnaStyle, получила отказы от четырех наиболее крупных сервисов, так как их руководство решило, что ее товар не привлечет внимания покупателей. К тому же Анна была не готова предоставить 70–80% скидки на одежду, как того от нее ожидали. «В будущем, возможно, я воспользуюсь этим инструментом для распродажи остатков старой коллекции, но новые товары продавать таким путем не ыгодно», — размышляет Анна.

Сотрудничество с сайтами скидок может сослужить и плохую службу бизнесу. По словам Сергея Семенова, владельца небольшого столичного суши-бара, после размещения купона на скидку на одном из сервисов количество клиентов резко возросло. Посетителей стало так много, что работники бара оказались не в состоянии оперативно обслужить такое число людей, и клиентам приходилось подолгу ждать доставки заказа. «Отзывы посетителей были неутешительными, и это полностью наша вина. Персонал, привыкший к размеренной работе, не справлялся со стрессовой нагрузкой, мы не закупили достаточно продуктов. В нашем случае использование групповых скидок сильно повредило репутации заведения», — сокрушается Сергей. Впрочем, в будущем предприниматель намерен возобновить сотрудничество с сайтами скидок, но когда будет на 100% уверен, что его бар справится с нагрузкой.

Кстати, на участие в одной из последних акций в ресторане «Якитория» было продано более 95 тыс. купонов. Даже если предположить, что каждый клиент купил не менее десяти купонов на скидку — для небольшого бизнеса такой наплыв покупателей создаст огромную проблему.

Будущим компаниям-участни-цам следует знать, что не всякую продукцию или услуги можно продвигать через сайты скидок. По утверждению Романа Палия, не пользуются услугами купонных ресурсов предприятия, предлагающие немассовый или эксклюзивный товар. К примеру, компании тяжелой промышленности или торговцы дорогими вещами, часами, картинами, а также финансовые институты (за исключением страховщиков).

Эффективность сайтов скидок в цифрах.

Согласно результатам проведенного в конце 2010 года исследования Rice University (США), в котором приняли участие почти 500 компаний, эффективность сайтов групповых скидок распределяется таким образом:

55,5% компаний получили прибыль от участия в программах групповых скидок,
17,9% компаний ничего не заработали, но и не потеряли на них,
26,6% предпринимателей понесли убытки.

При этом 80% посетителей сайтов, купивших скидки, — новые покупатели компаний-участниц. Согласно тому же исследованию лишь около 20% людей, купивших скидочные купоны, впоследствии воспользовались услугой за полную стоимость (более того, часть аудитории, постоянно использующей скидочные сервисы, вообще не имеет средств оплатить полную цену).

Таким образом, скидочные сервисы действительно дают возможность предложить свои услуги более широкой аудитории. А вот сделать так, чтобы новые клиенты вернулись, – задача самих предпринимателей.


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.