Перейти к содержимому

Выбор редактора

Оживет ли выморочное наследство?




К регистрации в Верховной Раде готовится законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно правовой судьбы земельных участков, собственники которых умерли». Он недавно был подготовлен специалистами Ассоциации «Земельный союз Украины» и группой народных депутатов Украины.
О новшествах законопроекта и о причинах, которые обусловили его разработку, говорим с членом совета Ассоциации «Земельный союз Украины», экспертом Ресурсного центра по правам на землю Проекта USAID «АгроИнвест» Сергеем БИЛЕНКО.

- Насколько актуальной для Украины остается проблема выморочного наследства?
- Что вообще представляет собой выморочное наследство? Это имущество, принадлежавшее умершему человеку, у которого нет наследников. В составе такого имущества есть, в частности, и земельные участки. Так вот, по данным, которыми мы располагаем, доля земель выморочного наследства на поле часто составляет около 15%. Официальной статистики по этому вопросу нет, но это данные, которые мы получили во время общения с представителями органов земельных ресурсов, органов местного самоуправления, аграрных предприятий, с фермерами.
В пределах Украины этот показатель может достигать 1 млн. гектаров. Эта земля не имеет собственников, что порождает огромное количество проблем.
Земельный участок должен постоянно использоваться по целевому назначению. Иначе земли зарастают бурьяном, снижается урожайность на смежных участках, появляются вредители.
Но законодательство не содержит четких правовых механизмов, позволяющих оформить право пользования землей тогда, когда ее собственник умер, не оставив наследников. Преимущественное большинство сельскохозяйственной земли в Украине используется на условиях аренды, но в указанном случае не с кем заключить договор аренды, некому платить арендную плату, некому предъявить претензии относительно небрежного обращения с землей.
С другой стороны, такие земельные участки часто расположены в больших массивах. Поэтому нередко они используются арендаторами других участков массива. Ведь трактор не будет объезжать проблемный земельный участок посреди поля. Но такие участки используются без правовых на то оснований, поскольку оформить все в соответствии с законом нет возможности. Поэтому юридически те сельскохозяйственные предприятия, которые де-факто используют эти участки, являются злоумышленниками. Хотя, подчеркиваю, эти действия совершаются не из преступных намерений, а просто из-за того, что отсутствует механизм, чтобы получить их в законную аренду.

- Имеет ли на сегодня выморочное наследство достаточное законодательное обеспечение?
- Нельзя сказать, что законодательного обеспечения нет вообще. У нас есть соответствующие статьи в Гражданском кодексе, предусматривающие обязанность органов местного самоуправления инициировать в суде вопросы о признании наследства выморочным. И такие решения судами принимаются. Но принимаются не в том объеме, какой необходим. Очень много есть проблем с исполнением этих норм, и они не всегда эффективно работают.

- По действующему законодательству выморочное наследство переходит в собственность территориальной общины по месту последнего проживания ее собственника. Какие проблемы это порождает, и как вы в своем законопроекте предлагаете сделать невозможным их появление?
- Действительно, у нас в действующем положении Гражданского кодекса предусмотрено, что выморочное наследство переходит в коммунальную собственность территориальной общины по месту открытия наследства. А это на 95% - место последнего проживания собственника. Вот тут возникают проблемы.
Ведь земельный участок может быть расположен, к примеру, в Черниговской области, а его собственник проживал в Киеве. Если он умер, то право на получение земли в коммунальную собственность имеет не сельский совет в Черниговской области, а Киевский городской совет. Но последний может не знать о наличии такого земельного участка, на который имеет право претендовать.
Отсутствие соответствующей информации приводит к тому, что названный участок не оформляется годами и считается ничейным. Кроме того, ну зачем киевской общине земельный пай на Черниговщине? Земля должна служить той территориальной общине, на территории которой она расположена. По Конституции земля является материальной основой местного самоуправления.
Поэтому мы предлагаем коренным образом изменить ситуацию и установить, что земельный участок и другое недвижимое имущество, расположенное на ней, в случае отсутствия наследников должно переходить в коммунальную собственность той территориальной общины, где расположено это имущество. На наш взгляд, это абсолютно логично. И в результате расширит материальную базу местного самоуправления.
Прикрепленное изображение: p.JPG

- Чтобы заняться решением проблемы выморочного наследства, нужно узнать о его появлении. Поэтому как местные органы власти получают информацию о наличии выморочного наследства и как должны в соответствии с вашим законопроектом получать ее в дальнейшем?
- С этим очень большая проблема. Для того, чтобы орган местного самоуправления обратился в суд, ему нужно доказать, что собственник земельного участка умер и что нет наследников. Эти данные содержатся в Государственном реестре актов гражданского состояния и в Наследственном реестре. Но права на получение информации в этих реестрах у органов местного самоуправления нет. И они получают ее, кто как может. Кто-то через прокуратуру ищет, кто-то действует другими путями. Но прямой нормы, которая бы обязывала органы, ведущие эти реестры, предоставлять информацию органам местного самоуправления, у нас нет.
Хотя мне это кажется очень странным, ведь все упомянутые реестры ведутся в электронной форме. Также в электронной форме ведутся Государственный земельный кадастр и Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество, которые содержат информацию о наличии земли, другого недвижимого имущества соответствующего лица.
На наш взгляд, необходимо просто наладить взаимодействие в электронном виде между этими реестрами, чтобы, образно говоря, машина сама искала то имущество, которое является выморочным наследством, и предоставляла информацию органам местного самоуправления. Технически сделать это возможно.
Кроме того, нужно предоставить органам местного самоуправления право получать от государственных реестров необходимую информацию о смерти человека и о том имуществе, которое ему принадлежало.

- Сколько времени по действующему законодательству тратится для того, чтобы юридически оформить выморочное наследство? Чем это угрожает его арендаторам?
- Действующий закон устанавливает, что заявление о признании наследства выморочным может быть подано лишь через год после смерти его собственника. То есть, шесть месяцев дается наследникам для того, чтобы они подали заявление о принятии наследства, и еще шесть месяцев – это люфт для тех наследников, которые не успели этого сделать.
Кроме того, определенное время забирает судебное рассмотрение дела, это, как минимум, несколько месяцев. И процедура регистрации права собственности территориальной общиной также требует определенного времени.
Все это усложняет работу арендатора. Все это время он не знает, кому платить арендную плату, у него возникают вопросы относительно выполнения других положений договора аренды.
Если договор аренды не заключен или закончился срок его действия, то возобновить его тоже невозможно, ведь арендодатель отсутствует. И юридически арендаторы, которые де-факто используют участок, становятся правонарушителями.
Поэтому нужен какой-то механизм оформления арендных отношений, когда человек умер, а наследники – или территориальная община – в свои права еще не вступили. И мы предлагаем, чтобы на этот период сельский, поселковый или городской совет, где расположены эти участки, могли бы предоставлять их самостоятельно в аренду. А потом, когда уже наследники появятся, такой временный договор аренды должен прекращать свое действие.

- Почему местные органы власти до сих пор часто закрывают глаза на выморочное наследство, всячески избегают его юридического оформления?
- Причины тут очень разные. Во-первых, они часто просто не имеют информации о выморочном наследстве. Во-вторых, для того, чтобы подать в суд заявление о признании наследства выморочным, нужно платить судебный сбор. Это тоже для местных советов проблема, особенно, в небольших населенных пунктах, ведь они имеют преимущественно пустые бюджеты. Иногда сельские головы просто не хотят втягиваться в судебную волокиту.
И бывают, к сожалению, неприятные ситуации, связанные со злоупотреблениями некоторых органов местного самоуправления. Случается, что они действительно закрывают глаза и «втемную» договариваются об использовании этих участков некоторыми лицами, при этом деньги идут не в бюджет, а в чей-то карман. Все это незаконные действия, даже более того – они имеют признаки преступления. Но эта ситуация может продолжаться годами.

- Часто собственники земельных участков набираются долгов и при жизни не успевают рассчитаться с ними. Поэтому могут ли кредиторы наравне с местными органами власти инициировать поиск выморочного наследства?
- Действительно, такая проблема существует. Она касается банков, других кредиторов. И в том, чтобы выморочное наследство, наконец, нашло своего нового собственника, как раз больше всего заинтересован именно кредитор. Ведь ему с кем-то нужно решать вопрос о выполнении обязанностей.
По Гражданскому кодексу, территориальная община, ставшая собственником выморочного наследства, должна рассчитаться с кредитором (конечно, если долг не превышает стоимость этого имущества). На данное время кредиторы лишены возможности самостоятельно инициировать вопрос в суде о признании наследства выморочным. Иногда бывает, что они даже обращаются к органам местного самоуправления, но те ничего делать не хотят.
Мы предлагаем новую норму. На наш взгляд, было бы логичным, чтобы кредитор тоже мог подавать указанное заявление в суд, но выморочное наследство все равно переходило бы в коммунальную собственность. По моему мнению, такое же право целесообразно предоставить арендаторам других участков земельного массива.
Это сэкономит деньги бюджета на судебные затраты, да и подтолкнет органы местного самоуправления к надлежащему выполнению своих обязанностей.

- На каком этапе находится ваш законопроект, и какой вам представляется его дальнейшая перспектива?
- Законопроект разработан, мы подробно обсуждали его положения в среде органов местного самоуправления, органов земельных ресурсов, аграрных предприятий, фермеров. Текст его готов и сейчас он готовится к регистрации в Верховной Раде Украины.
Касательно перспектив, то я думаю, что вопрос выморочного наследства в том или ином виде обязательно будет решен в ближайшее время. Этот вопрос уже явно перезрел. Если взять цифру в почти 1 млн. гектаров сельскохозяйственных земель, которые могут считаться выморочным наследством, то даже при среднем размере арендной платы в 750-800 грн. за гектар бюджеты территориальных общин смогут ежегодно получать около миллиарда гривен. Для них это очень существенное финансовое пополнение.
Много существующих проблем, связанных с выморочным наследством, которые кроются в несовершенном законодательстве, надеюсь, будут в ближайшее время сняты. Поэтому новый закон действительно нужен для всех, кто отстаивает государственные позиции в земельных вопросах.

Михаил ВЕРНИГОРА,
Национальный пресс-клуб по аграрным и земельным вопросам


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.