Перейти к содержимому

Выбор редактора

Почему МВФ требует провести земельную реформу?




Благодаря инсайдерам с МВФ или НБУ, несколько дней назад в сети был опубликован новый меморандум о сотрудничестве с МВФ. Особое внимание общества в нем привлек пункт о земельной реформе, который выглядит следующим образом:


Цитата

“Запуск земельной реформы способен освободить значительный потенциал роста. Несмотря на то, что в Украине есть большое количество пахотных земель, на данный момент, их использование ограничено законодательством. Это сужает возможности частных владельцев продавать свои земли более эффективным пользователям или использовать земли в качестве залога по кредиту. Внесение изменений и дополнений в законодательство, которые разблокируют возможности владельцев паев полной мерой использовать свое право собственности, способно создать значительные экономические выгоды, среди которых повышение доходов владельцев земли и рост налоговых поступлений. Законопроект об обороте земель сельскохозяйственного назначения, как ожидается, будет представлен до конца сентября (в качестве структурного маяка).”
Традиционный фон недоверия к МВФ создал аналогичный оттенок недоверия и к земельной реформе, которую он требует провести. Обобщенный вид претензий населения выглядит примерно так: “Получится как с приватизацией, олигархи скупят за бесценок, перепродадут в несколько раз дороже, а селяне получат шиш с маслом”. Услышав это большинство экономистов снисходительно улыбнутся, так как невольно вспомнят фразу своего коллеги из MTI— Бенгта Холмстрема: “Ты станешь настоящим экономистом, когда от твоих рассуждений неэкономисты будут инстинктивно отшатываться”.


Чтобы доказать истинность данного тезиса и в случае украинской земельной реформы нужно проанализировать влияние отмены моратория на каждого из стейкхолдеров. Последних можно выделить три: владельцы паев, арендаторы и государство. Поскольку наиболее социально-беззащитными среди них являются селяне-владельцы паев, государством был предложен специальный механизм запуска рынка земли, который позволит получить им наибольшую выгоду. Данный механизм состоит из двух этапов:

-- Первый этап начнется с принятия Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 01.01.2017 и продлится два года. Его ключевой особенностью, является включение в оборот земель только государственной и коммунальной собственности (по прогнозам Госгеокадастра продажа составит около 1-2 млн. гектаров), что позволит “разогреть” цены перед началом продаж частных земель. Если обратиться к опыту постсоциалистических стран, создавших внутренние рынки земли, можно спрогнозировать поведение цен: в первые два года, после отмены моратория они должны вырасти на 71%, с 1100$/га до 1881$/га.

-- Второй этап начнется в 2019-ом году и заключается во включении в свободный оборот земель сельхоз назначения всех форм собственности.

Также, для предотвращения монопольных тенденций законопроектом был предусмотрен ряд ключевых ограничений:
а) владельцем земли может быть только физическое лицо-гражданин Украины
б) максимальный объем земли, который может находится в одних руках не может превышать двухсот гектаров

Прикрепленное изображение: zem-ref.jpg

Возвращаясь к стейкхолдерам, выделим конкретные выгоды для каждой группы:

Владельцы паев:

Трудно переоценить важность земли, как актива, для сельских жителей. Однако, на сегодняшний день единственным способом получения прибыли с земли для владельцев, не желающих, или не имеющих возможности ее обрабатывать, является сдача последней в аренду по ставкам, которые не могут обеспечить своим получателем даже минимальный прожиточный минимум. Состоянием на 3-ий квартал 2015-го средняя ставка арендной платы за один гектар составляет 786 грн., а его средняя цена-- 1100$. Отмена моратория уничтожит коррупционную составляющую цены, что позволит ей вырасти на 71% только в первые два года. Рост цен на землю вызовет соответственный рост арендных ставок или позволит продать землю почти в два раза дороже нежели сейчас. Также, владелец земли, который раньше не мог использовать ее по целевому назначению, из-за отсутствия средств на покупку оборудования, после отмены моратория сможет использовать землю в качестве залога и получить желаемый кредит.

Фермеры-арендаторы:

Основной причиной выращивания продукции с наиболее простым производственным циклом является эффект двойной разницы. Он заключается в том, что многие фермеры из-за непрозрачности судебной системы не желают рисковать и выращивать дорогие культуры на арендуемой земле и, соответственно, предпочитают производство более простых видов. После отмены моратория на продажу сельскохозяйственных земель фермеры, столкнувшиеся с подобной ситуацией, смогут выкупить необходимые им земельные участки и перейти к производству продуктов с гораздо высшим уровнем добавочной стоимости. Аналогично обстоит дело с постройкой логистических объектов.

Государство:

Для государства экономическая выгода отмены моратория состоит в возможности увеличить доходы местных бюджетов и сохранить качество грунтов. Так, в 2015-ом году, собственные доходы местных бюджетов на 15% состояли из платы за землю и фиксированного сельскохозяйственного налога (базой налогообложения обоих является цена земли). Рост цен на землю, а также уменьшение количества необрабатываемых земель (которое сейчас составляет 21%) после отмены моратория вызовет соответственный рост собственных доходов местных бюджетов. Стоит отметить, что в большинстве европейских стран независимость местных бюджетов от государственного (что является реальной децентрализацией) формируется именно за счет регулирования ставки земельного налога и поступлений от него.
Что касается грунтов: из-за низкого уровня использования удобрений, с 2000 года содержание гумуса в грунтах уменьшилось с 3,36% до 3,14% (для более полного понимания- земли с содержанием гумуса ниже 2,5% черноземами не считаются). Причиной деградации грунтов является то, что арендатор не заинтересован в сохранении качества грунтов, особенно если аренда краткосрочная, на которую в Украине припадает 65,1% всех арендуемых земель. Отмена моратория позволит сохранить и улучить качество грунтов, поскольку владелец земли не заинтересован в падении ее цены—наоборот, он будет стремиться улучшать землю для повышения ее капитализации.

Подбивая итоги нельзя не обратиться к опыту земельных реформ Африки 17-19 веков. Колонизация свободных земель англичанами или испанцами приводила к появлению дополнительного спроса на производимые аборигенами продукты питания. Между ними возникали торговые связи: аборигены меняли еду на разного рода снаряжения труда и потребительские блага. Производительность труда в племенах начинала расти, соответственно продолжали расти и доходы. Рост доходов побуждал аборигенов выкупать свои земли, у вождей, что подрывало их власть и разрушало построенные ими тоталитарные режимы. Многие вожди, предвидев подобный исход событий запрещали своим подчиненным вступать в контакт с “чужаками” запугивая их разного рода мифами и угрозами. Аналогичную, хоть и скорректированную на 300 лет, ситуацию мы можем наблюдать и сегодня: крупные агрохолдинги лоббируют мораторий, который позволят им дешево арендовать земли и ведут массовые ПР-кампании против попыток завершения земельной реформы. Конечно остается открытым вопрос о факте влияния МВФ на политику государства, однако существует ли другой вариант заставить власть проводить экономическую политику, соответствующую интересам страны, а не отдельных лиц?

Автор Григорий Кукуруза


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.