Перейти к содержимому

Выбор редактора

Промышленность будущего: каким будет мир через 20 лет




Глобальный средний класс за следующие 20 лет вырастет на 1,8 млрд человек, отчего спрос на потребительские товары в развивающихся странах увеличится в 2,5 раза, сообщает Forbes.ua.

Когда компания Nokia выходила на рынок Африки, сюрпризом для финских менеджеров оказалась неоднородность потребительских предпочтений в разных странах самого бедного континента. Уровень жизни повсюду был примерно одинаков, но где-то покупатели непременно хотели от мобильного телефона водонепроницаемости, где-то не могли обойтись без встроенного фонарика, где-то – без радио.

Детализация своих стратегий и планов под конкретные рынки – уже стандартная практика для глобальных компаний. Но в ближайшие двадцать лет деталей будет нужно все больше. Исследовательский институт при компании McKinsey – McKinsey Global Institute – опубликовал исследование о тенденциях развития производства в мире. Растущая «ювелирность» стратегий для успешного развития бизнеса – лишь один из этих трендов.

Смещение глобального спроса
Только с 2000 по 2007 г. объем промышленного производства в развитых странах (по валовой добавленной стоимости) прирастал в среднем на 2,7% в год. Развивающиеся росли почти втрое быстрее – по 7,4% год. Благодаря таким темпам, за последние тридцать лет азиатские тигры – Китай, Индия и Индонезия – вошли в топ-15 стран по объемам производства в мире. В этих странах производство сегодня создает от 10% до 33% добавленной стоимости.

Но параллельно смещается и спрос на потребительские товары. Всего за 12 лет средний доход более чем одного миллиарда граждан Китая удвоился. Великобритании в период индустриализации понадобилось полтора века, чтобы показать такой результат. Быстро растут доходы не только в Китае, но и в других странах Азии, и даже Африки, например, в Кении. В результате уже к 2025 г., прогнозирует McKinsey, за счет этих стран глобальный потребительский класс вырастет еще на 1,8 млрд человек. 60% семей с годовым доходом от $20 000 будут жить в развивающихся странах. Это расширит рынки для всех товаров – от мобильных телефонов до безалкогольных напитков. Потребление в развивающихся странах увеличится с $12 трлн в 2010 г. до $30 трлн в 2025 г.

Пиковые значения
По мере того, как страна становится богаче и выходит на средний уровень душевого дохода, доля производства в ВВП достигает пика – от 20% до 35% ВВП. А затем потребление сдвигается в сферу услуг и доля «реального сектора» в ВВП начинает снижаться. То же происходит и на рынке труда. В Германии занятость в производстве упала с 35% в 1970 г. до 18% в 2008-м, в Южной Корее – с 28% в 1989 г. до 17% в 2008-м.

Рост спроса на услуги
Производство всегда включало в себя набор сфер, которые более уместно было бы отнести к сектору услуг: R&D, продажи и маркетинг, постпродажный сервис и т.д.

Как подсчитали в McKinsey, из каждого доллара, на который производится продукция, американские компании 19 центов тратят на услуги. То есть, своей работой создают спрос на услуги в размере $900 млрд в год. Но и услуги, в свою очередь, создают спрос на продукцию производства – согласно отчету, только в США на $1,4 трлн в год.

В Китае производство создает спрос на услуги на $500 млрд в год.

Чем больше добавленной стоимости в товаре, тем выше спрос производителей на услуги. Но тем выше и доля доходов, которую сервис приносит производителю. К примеру, поддержка и обслуживание «весят» до 50% в доходах компаний, производящих аэрокосмическое оборудование и двигатели.

Усложнение стратегий
Появление глобальных производственных цепочек увеличило риски для бизнеса от природных катастроф, политических катаклизмов и т.д. Эти риски осуществились в Японии, во время землетрясения 2011 г., в Таиланде – во время недавнего наводнения. Но природные катастрофы – не единственные источники неопределенности для производственной сферы. Бизнес сталкивается с колебаниями спроса и цен на сырьевые товары, национальных валют, разрывами цепочек поставок и т.д. Волатильность цен на сырье, к примеру, за последние годы увеличилась больше чем на 50%, достигнув исторического максимума.

В таких условиях обычные стратегии ведения бизнеса будут все более рискованными; принцип «копипаста» при построении бизнеса перестает работать, и ключевой для развития предприятий станет детализация их стратегий.

К примеру, изучив китайский рынок, сотрудники McKinsey обнаружили, что подходить к нему как к единому рынку – или даже как к нескольким крупным региональным рынкам – для бизнеса было большой ошибкой. Проанализировав потребительские особенности, демографию, политику местной власти и т.д., исследователи выявили 22 различных рынка, на которых нужно проводить разную маркетинговую политику.

«Поведение» ресурсов
Следующие 20 лет спрос на ресурсы будет вести себя совершенно не так, как в прошлые два десятилетия, считают в McKinsey. Спрос на все ключевые сырьевые товары вырастет на 30-80% благодаря тем самым 1,8 млрд дополнительных представителей среднего класса. К примеру, число авто к 2030 г. в мире вырастет вдвое – до 1,7 млрд штук, потребление калорий в Индии возрастет на 20%.

Так что нечего удивляться, что и цены на ресурсы в мире будут только расти. И будут даже более волатильны, чем сегодня. Особенно сильно это отразится на металлургии. Доходность инвестиций у производителей стали уже упала, согласно отчету, с 20-25% в 1995 г. до 5% в 2010-м. Дальше – больше. Если в 2000 г. производитель стали получал 80% дохода от ее продажи и лишь 20% «уходило» поставщику сырья, сегодня капитал переходит в руки поставщиков: сейчас владелец сталелитейного завода получает в среднем лишь 30% доходов отрасли.

Новые дешевые руки
Дешевые рабочие руки в Китае постепенно переходят в разряд легенд. По мере того, как производительность труда китайцев растет, увеличиваются и их зарплаты. С 2000 по 2008 г. реальные зарплаты в группе развитых стран росли на 0,5-0,9% в год. В Азии – на 7,1-7,8%. Это – безусловный успех для развивающихся государств. Но – проигрыш для многих компаний. Рост зарплат местного населения, а также риски обменного курса заставляют бизнес искать новые гавани с дешевой рабочей силой – т.н. «новые пограничные» развивающиеся страны, до которых волна повышения уровня жизни еще не дошла: Бангладеш, Камбоджа, Индонезия, Вьетнам. С 2003 по 2010 г. зарплаты в Китае росли в среднем на 16%, в Индонезии – «только» на 7%.

Проблема кадров
Еще одна проблема – нехватка кадров. В 2011 г. размер безработицы в США превысил болезненные для государства 9%. Но, как ни странно, опрос 2000 американских компаний показал, что 43% производственных предприятий больше чем по полгода не могли закрыть свои вакансии из-за нехватки высококвалифицированных кадров. Три вакансии, которые было сложнее всего закрыть в 2011 г.: технические специалисты, квалифицированные трейдеры и инженеры.

В Бразилии, Китае, и Индии с подобной проблемой тоже столкнутся, но, как показало исследование, лишь к 2030 году.

Инновации создают новые возможности для развития
В конце 2010 г. в мире работал один миллион промышленных роботов. Каждый год их продается в среднем 118 000. В Германии и Японии на $1 млрд валового продукта приходилось 200-250 роботов, работающих в промышленности, в Южной Корее – 350 роботов, в Китае – меньше 50.

Потребности бизнеса толкают инновации вперед. Прогресс в наноматериалах, биотехнологиях, компьютерных технологиях, робототехнике и т.д. позволит бизнесу снижать расходы, масштабироваться и наращивать прибыль.

Рост стоимости капитала
За последние 30 лет глобализация финансовых рынков привела к уравнению стоимости ресурсов и снижению рисков деятельности в развивающихся странах. Денег стало много, долгосрочные процентные ставки упали. Объем глобальных инвестиций как доля ВВП снизился с 26,1% в 1970-е годы до 20,8% в 2002 г. Из-за падения спроса на инвестиции падала и стоимость капитала.

Но когда мировая экономика оправится от кризиса, процесс пойдет вспять. Уже к 2030 г. глобальный спрос на инвестиции достигнет высот, каких не видел с момента поствоенного восстановления в Японии и Европе. На этот раз строить инфраструктуру и жилье будет развивающийся мир – Азия, Африка и Латинская Америка.

И когда это произойдет, повезет именно тому бизнесу, который эффективно управляет своим капиталом. Потенциальный дефицит ресурсов на рынке, прогнозируют в McKinsey, – $12 трлн.

Дарья Марчак


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.