Перейти к содержимому

Выбор редактора

Самая ожидаемая украинская реформа, которая может принести миллиарды




На фоне баталий, продолжающихся в пост-майданной Украине, одна из ключевых реформ – земельная привлекает незаслуженно мало внимания. Это позор для нового демократического парламента – его нежелание разрешить продажу частных сельскохозяйственных угодий, которые "являются самым большим источником экономического роста, которое власти Украины не используют," -- отметил шведский экономист Андерс Ослунд.

Последнее столкновение противников и сторонников земельной реформы состоялось в украинском парламенте 6 октября – и в этот день старожилы украинской политики, живущие старыми советскими догмами к сожалению опять победили.

Украина, житница Европы, обладающая огромными запасами чернозема.

Сегодня она способна прокормить половину Африки, или 600 миллионов человек. Но вместо того, чтобы максимально эффективно использовать этот фантастический ресурс, украинские законодатели упорно отказываются разрешить продажу частных сельскохозяйственных угодий, что, как мы знаем из экономической истории значительно повысило бы продуктивность сельского хозяйства и принесла бы невероятный экономический эффект экономике в целом.

Вместо этого, в октябре украинские парламентарии уже в восьмой раз проголосовали за продление моратория на продажу земли после его введения в 2000 году. С тех пор Украина пережила две революции и четыре очень разных президента, но политики всех партий пока остаются непреклонными: 6,7 миллионов владельцев земельных участков в Украине , которые владеют в общей сложности двадцать семь миллионов акров, по-прежнему лишены права быть полными хозяевами своей собственности.

После того, как были распущены колхозы, каждый бывший работник получил равную долю общей земли. С тех пор, многие землевладельцы или их дети переехали в города или состарились и не в состоянии работать на земле. Но фермеры могут только арендовать землю, но не покупать .
Частичное объяснение этого последовательного отказа лежит вне сферы материальных факторов: пайщики боятся продавать свою землю крупному бизнесу, они боятся земельных спекулянтов, боятся, что будут сорваны. И действительно, на ранних этапах земельной реформы, цены, как ожидается, будут относительно низкими учитывая сформировавшееся за годы моратория отложенное предложение . Независимо от того, насколько сильные и надежные гарантии даст государство никто, как предполагается, не захочет рисковать своей собственностью, прежде чем рынок пройдет первый этап ценовой неопределенности.

В украинском аграрном секторе преобладают крупные агрохолдинги, которые контролируют примерно 15 процентов от общей площади земель – и их доля продолжает расти. При аренде – они платят за используемую землю лишь малую толику той цены, которую они вынуждены были бы заплатить при ее покупке – и потому владельцы этих агрохолдингов являются основными бенефициарами системы лизинга. Разумеется, они яростно выступают против права на продажу.

Нам видится, что для разрешения сложившейся ситуации существует только один выход: правительство должно взять на себя все риски, связанные с земельной реформой.

Рабочая группа, в которую вошли правительственные чиновники, эксперты Всемирного банка, независимые консультанты и ученые разработали принципиально новую концепцию земельной реформы для Украины.

На первом этапе, десять процентов почти двадцать пять миллионов акров государственной земли будут продаваться для установления ценовых ориентиров для цен на землю в двадцати пяти регионах Украины. Это будет иметь решающее значение для осуществления продаж пропорционально по всей стране, поскольку Украина является большой и почвы из разных регионов имеют различные экономические и сельскохозяйственные характеристики, что, безусловно, отразится на рыночном формировании их цены.

Первый этап займет по нашим расчетам два года, за которые на прозрачных аукционах произойдет критическая масса сделок для определения цен для каждого региона. Само собой разумеется, что продажи должны быть прозрачными, открытыми и доступными для потенциальных покупателей. Электронная платформа для этого уже разработана и опробована нами на продаже прав аренды. Эта онлайн-система позволяет дистанционно участвовать в торгах самому широкому кругу покупателей. Именно ее открытость может предотвратить спекуляции и сомнительные сделки между отдельными чиновниками и потенциальными покупателями.

После завершения первого этапа, мы имели бы гораздо лучшее представление о том, какие свойства являются наиболее востребованными и где находится минимально допустимая цена для каждого региона и другие рамки рынка. По истечении этого периода какие-либо ограничения на продажу земли должны быть сняты.

Политики-популисты любят распространять миф о том, что каждый, кто приобрел свою долю земли после роспуска колхозов, бросится ее продавать, как только мораторий будет снят и предложение наводнит рынок. Но это не так. По нашим исследованиям, лишь 15 процентов пайщиков планируют продать свои участки. В рамках предложенной модели, покупателями смогут выступать лишь физические лица и государство в лице специализированной регулирующей компании. Если покупатели сговорились против продавца и предлагают купить землю у крестьян искусственно заниженной цене, эта компания купит такой участок земли по средней рыночной цене, установленной для этого региона и безусловно сможет его перепродать позже по более высокой, поскольку цены на землю, как известно, растут со временем во всем мире.
Опыт стран Восточной Европы и Балтии говорит нам о том, что в течение первых трех лет земельной реформы, цены на землю подскочили на 25 процентов каждый год, в то время как с четвертого по одиннадцатый год они увеличивались от 8 до 10 процентов ежегодно. Кроме того, аграрный сектор, при переходе на частную собственность продемонстрировал рост в среднем на 30 процентов в урожайности в течение первых двух лет после реформы за счет более эффективного использования земель.

В соответствии с нашими приблизительными расчетами, экономика получит $ 8 млрд к концу первого этапа земельной реформы.
В Вашингтоне, как и и во многих европейских столицах, Украина все чаще ассоциируется с растущей усталостью и разочарованием. И как не странно, именно земельная реформа может резко переломить такое отношение: Украина не только достигнет ощутимого успеха для своей экономики , но и сможет наконец-то сбросить имидж безнадежной бывшей советской республики, не способной реформировать себя.

Авторы:
Максим Мартынюк, первый заместитель министра сельского хозяйства Украины
Алексей Собченко, бывший сотрудник Госдепартамента США.


Перевод
Григорий Кукуруза

Исчточник:
http://www.atlanticc...ing-in-billions


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.