Перейти к содержимому

Украина может демонтировать часть ГТС при ее низкой загрузке




Украина может демонтировать часть газотранспортной системы (ГТС) при ее низкой загрузке. Об этом сообщил сегодня журналистам пресс-секретарь премьер-министра Украины Виталий Лукьяненко, комментируя начало заполнения газом первой нитки газопровода "Северный поток".

"Россия строит обходные трубопроводы вокруг Украины. Украина хочет получить ясный ответ, рассчитывает ли в дальнейшем РФ использовать украинскую ГТС. Если не собирается использовать, то ее содержание для Украины нерентабельно", - отметил Лукьяненко.

Он подчеркнул, что в случае, если не будет гарантированного транзита углеводородов по украинской территории, Украина может "либо демонтировать часть своей ГТС, либо же использовать ее другим образом".

Лукьяненко напомнил, что уникальной и важнейшей составляющей украинской ГТС являются подземные хранилища газа (ПХГ), которые расположены ближе к западной границе страны. Они обеспечивают абсолютно стабильные поставки газа в страны Западной Европы при любых обстоятельствах. Украинские ПХГ могут демпфировать даже потери добычи в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций в течение длительного времени, в то же время обходные газопроводы - "Северный"и "Южный поток" - таких возможностей не имеют, поскольку они проложены по дну моря и подвержены даже еще не изученным рискам.

"Если Украина прекращает эксплуатацию своей ГТС, то это является очень серьезным фактором риска для Европы. Потому и от Европы Украина хочет узнать, каковы же планы насчет украинского маршрута транзита газа, который обеспечивает гарантированные поставки газа при любых погодных и природных условиях", - сказал Лукьяненко.

Отметим, транзит газа в страны Западной Европы за 8 месяцев 2011 г. вырос на 13,76% - до 70 млрд 43 млн куб. м. Всего транспортировка газа по территории Украины в январе-августе составила 71 млрд 978,51 млн куб. м, что на 13,24% превышает показатель 2010 г.

Напомним, 6 сентября  российский "Газпром"начал заполнять газом первую очередь трубопровода "Северный поток". Строительство этого газопровода закончили в начале мая, коммерческие поставки, как ожидается, начнутся в октябре-ноябре.

Через несколько дней международное рейтинговое агентство Fitch Ratings заявило, что с запуском первой ветки газопровода "Северный поток"объемы транспортировки газа и выручка компании НАК "Нафтогаз Украины"понизятся примерно на 20%, начиная с 2012 г., что отрицательно скажется на ее финансовых показателях.

Что касается заполненности подземных хранилищ газа, то в конце июня в ПХГ НАК "Нафтогаз Украины"было накоплено 24 млрд куб. м газа. Как сообщали источники в Минэнергоугле этого достаточно для того, чтобы пройти отопительный сезон.

Напомним, в июне Президент Украины Виктор Янукович приглашал Словакию участвовать в модернизации украинской газотранспортной системы.

Ранее Премьер-министр Украины Николай Азаров заявлял, что не видит препятствий для участия "Газпрома"в модернизации ГТС Украины. Азаров добавил, что модернизация газотранспортной системы стоит "не таких больших денег". "По оценкам наших специалистов, она колеблется от 1,5-2 млрд евро", - сказал Азаров. Он также отметил, что транзит газа через ГТС Украины может быть значительно выгоднее прокачки газа через "Северный поток"или "Южный поток".

Отметим, что 26 июня экс-премьер-министр, лидер партии "Батьквищина"Юлия Тимошенко во время судебного заседания по криминальному делу о подписании Тимошенко газовых контрактов в Печерском райсуде г. Киева, заявила, что стоимость газотранспортной системы Украины составляет 150 млрд долл.

Напомним, что 1 июня с.г. в ходе встречи первый вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Украины Андрей Клюев и член Европейской Комиссии по вопросам энергетики Гюнтер Оттингер обсудили процесс подготовки к практической реализации проектов по модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС). Оттингерподтвердил, что модернизация украинских трубопроводов остается приоритетом для ЕС, учитывая, в частности, то, что модернизация существующей ГТС является экономически выгоднее, чем строительство новой инфраструктуры.

Отметим, министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко прогнозировал, что Украина получит первые кредитные средства для модернизации ГТС в конце 2011 г.

Ранее премьер-министр Украины Николай Азаров пригласил европейских инвесторов участвовать в тендерах по модернизации ГТС.

В декабре 2010 г. "Укртрансгаз"сообщил, что Украина начала модернизировать ГТС собственными силами. В 2011 г. в обновление планируется вложить 3,1 млрд грн. Из них 1,22 млрд грн пойдет на модернизацию магистральных газопроводов и станций, еще 1,5 млрд грн - на реконструкцию компрессорных станций и 200 млн грн - на модернизацию подземных газохранилищ (ПХГ).

23 марта 2009 г. в Брюсселе Украина подписала совместную декларацию с ЕС по вопросам модернизации украинской ГТС. Тогда речь шла о выделении Евросоюзом кредита в размере около 2,5 млрд долл. на эти цели. Однако при этом Еврокомиссия потребовала, чтобы Украина реформировала организационную структуру НАК "Нафтогаз Украины"и ее дочерних компаний, приведя ее в соответствие с нормами европейского законодательства. В частности, требования ЕК включали отделение "Укртрансгаза"от НАК "Нафтогаз Украины".

Газотранспортная система Украины включает в себя 37,5 тыс. км газопроводов, 71 компрессорную станцию и 13 подземных хранилищ газа с общим активным объемом газа 32 млрд куб. м. Пропускная способность системы на входе - 288 млрд куб. м газа в год, на выходе - 175 млрд куб. м, в том числе в страны Евросоюза - 141 млрд куб. м.



При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.