Перейти к содержимому

Выбор редактора

Украинцы берут в долг и тратят сбережения




Чтобы забыть о неприятностях, принесенных кризисом, украинцам хватило три года. Уже в 2011-м соотечественники снова тратят сбережения, а кому не хватает средств — занимают у банков.

В августе 2011-го исследовательская компания GfK Ukrаine зафиксировала в Украине значительное улучшение потребительского настроения. По сравнению с июлем этот показатель вырос на 7,8 п. — до 81,4, достигнув максимального значения за последние годы. Мажорные настроения преобладают среди экономически активных лиц среднего возраста.

«Внутренний спрос начал восстанавливаться после того, как выходящие из кризиса предприятия стали повышать зарплату работникам. Росту доходов населения также способствовало увеличение бюджетных расходов: зарплат в бюджетной сфере, пенсий, размеров соцпомощи. Постепенно начало восстанавливаться и банковское кредитование населения», — объясняет Елена Белан, главный экономист Dragon Capital.

Оптимистические настроения подкрепляются данными Госкомстата: в августе потребительские цены упали на 0,4%, показатель инфляции за восемь месяцев составил 4,1%. Розничный товарооборот вырос на 15% в январе–августе. Рост потребления частично обеспечивает лояльная кредитная политика банков. По данным НБУ, в июле финучреждения выдали кредитов украинским домохозяйствам на сумму 8,8 млрд грн, что на 4,8% больше год к году. В частности, в июле объемы потребительских займов выросли на 5,3%, кредитов на недвижимость — на 3,3%.

«Происходит слабое оживление потребкредитования, стимулируемое банками. К примеру, они активно продвигают банковские карты с овердрафтом (позволяют пользоваться кредитом на небольшую сумму без договора — ред.)», — констатирует Татьяна Сытник, руководитель отдела b2b и стратегических исследований GfK Ukraine.

Чтобы утолить жажду потребления, граждане тратят сбережения. Эту тенденцию подтверждают данные Госкомстата о росте расходов украинцев и соответственно сокращение доли накоплений. В I квартале 2010 года доля потребительских расходов в доходах соотечественников составляла 87%, год спустя выросла до 91%. «Наши опросы показывают уменьшение доли тех, кто накапливает наличные, и тех, кто использует банковские депозиты», — утверждает Татьяна Сытник.

В преддверии второй волны кризиса нынешний рост потребления может стать сигналом близкого бедствия. В 2008 году, накануне прошлой рецессии, спекулятивный капитал концентрировался в виде кратко- и среднесрочных валютных займов на нескольких рынках: недвижимости, земли, автомобильном и потребительском, отмечают аналитики Ассоциации украинских банков. В свою очередь это привело не только к стремительному росту цен на базовые товары, но и к деформации торгового баланса страны, дефицит которого в конце 2008 года составил $15 млрд. Ключевым фактором экономического роста стал не рост промпроизводства, а потребление в долг. В 2009 году 86% ВВП составляли потребительские траты.

Окна роста

В конце лета нынешнего года сразу на нескольких украинских рынках зафиксирован подъем. Но рост объясняется не столько экономическими, сколько психологическими факторами. Две эмоции руководили действиями украинцев: страх перед новым кризисом с новым повышением цен и усталость от затянувшейся рецессии, когда хочется расслабиться, купив себе что-нибудь. В GfK Ukraine наблюдают стагнацию на рынке FMCG и рост продаж бытовой техники и электроники. «Рост доходов населения сопровождается изменением покупательских предпочтений: дополнительные доходы потребители тратят на непродуктовые товары, товары длительного пользования (телефоны, автомобили, бытовую технику) или же переориентируются на более качественные импортные продукты питания. Так, доля импортных товаров в структуре розничного товарооборота увеличилась с 33,4% в I квартале 2010-го до 36,1% в I квартале 2011-го в основном за счет непродовольственных товаров», — констатирует Елена Белан.

Недвижимость столицы. В августе цены на недвижимость в Киеве выросли на 0,5%. Увеличилось количество задатков и договоров купли-продажи квартир. «С точки зрения новейшей истории столичного рынка недвижимости, август-2011 был неординарным — далеко не каждый год в этот период наблюдается оживление», — подчеркивает Владимир Коломейко, аналитик портала недвижимости domik.net. Рост цен эксперт объясняет тремя причинами: запоздалой реакцией участников рынка на угрозу технического дефолта США, активностью покупателей и ростом ипотеки, снижением удельного веса самых дешевых объектов. Что касается продавцов, многие временно ушли с рынка. В принципе, ничего необычного в этом нет: август — время массовых отпусков и сбора урожая. Но это лето имело свои особенности. «Треть продавцов, снявших с продажи свои квартиры, опасались возможных финансовых кризисов и резкого снижения курсов основных валют», — объясняет Владимир Коломейко.

Автомобили.
В августе 2011-го в Украине продажи автомобилей выросли на 54% — до 21 тыс. шт. по сравнению с прошлым годом. Рынок растет второй месяц подряд: предыдущий пик зафиксирован в июле — 20 тыс. машин. По данным AUTO-Consulting, покупатели в преддверии введения импортных пошлин и подорожания иномарок скупают автомобили. И помогают им банки, активно выдающие кредиты.

Туризм.
В
о второй половине летнего сезона украинцы массово отдыхали за границей. Поток отдыхающих в июне–августе увеличился на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По предварительным данным туроператоров, объем рынка в период отпусков может вернуться к докризисным показателям. Рост продаж обусловлен двумя факторами. Первый: украинцы устали от кризиса и готовы потратить последние сбережения на отдых. Второй: рост туристов обеспечила популяризация новых направлений — Болгария, Испания, Греция.

Бытовая техника. К лету значительно выросли продажи бытовой электроники и фототоваров, данные GfK Ukraine. В штучном выражении — на 33%, в денежном — на 37%. Локомотивом роста стали потребительские кредиты и желание людей не проедать деньги, а покупать что-то значительное.

Осторожный оптимизм

В Европе продажи на потребительских рынках падают, а потребительские настроения местного населения пессимистичны. В первом полугодии в странах ЕС 2011-го продажи бытовой электроники упали более чем на 11%. Снижение вызвано финансово-экономическим кризисом в еврозоне. «В 2011 году рынки бытовой техники и электроники падают именно в тех европейских странах, где сосредоточены наибольшие экономические проблемы: Греция, Испания, Португалия, Италия. При этом «глубина» падения рынков бытовой техники и электроники соответствует «глубине» кризиса в этих государствах», — подчеркивает Татьяна Сытник. К примеру, в Великобритании третий месяц подряд снижается индекс потребительских настроений. В августе он сократился на 31 пункт, такие низкие показатели были зафиксированы в 2008-2009 годах и в начале 1990-х гг. В Германии в августе значительно снизились индекс экономических ожиданий (на 31 пункт) и оценка немцами будущих доходов. В целом в мире только 17% опрошенных назвали нынешнее время «удачным для совершения желаемых и необходимых покупок», тогда как 40% говорят, что сейчас лучше воздержаться от трат.

Рост потребления в Украине настораживает. Однако отечественные эксперты считают, что предпосылок для повторения кризиса 2008 года нет. Трата украинцами сбережений — результат роста цен на продовольствие в первом полугодии и тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также снижение ставки по банковским депозитам. «Говорить о второй волне кризиса, спровоцированной чрезмерным потреблением, не стоит. Банки возобновили потребкредитование недавно. Граждане не успели набрать критическое для экономики количество долгов. Кредиты стали дороже и недоступнее, а доходы населения не достигли докризисного уровня, достаточного для активного потребления», — считает Максим Борода, координатор проектов Международного центра перспективных исследований.

По прогнозу GfK Ukraine, темпы роста потребления замедлятся к концу 2011-го, реальное потребление домохозяйств за год вырастет на 7%. Таким образом, по сравнению с докризисным бумом 2008-го значительного роста не произойдет.

Надежда Гончарук


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.