Перейти к содержимому

Выбор редактора

Украине пора взрослеть




Украина отпраздновала двадцатую годовщину независимости. Президент Украины Виктор Янукович по случаю юбилея заявил, что власть следует политике национального прагматизма и отстаивает в первую очередь интересы Украины, ее граждан. Но ситуация в энергетической сфере вызывает тревогу. Наша страна на две трети зависит от российского газа и нефти, на две трети — от импортных нефтепродуктов. Причем положение отечественной нефтеперерабатывающей отрасли таково, что если государство не озаботится этим, зависимость от импортного топлива станет стопроцентной. Ситуацию может исправить введение пошлин на импорт нефтепродуктов, что позволило бы выровнять условия работы на рынке для национальных производителей и импортеров. В противном случае государство может утратить все возможные рычаги влияния на нефтерынок и полностью отдать его в руки России и Беларуси.

"Украина станет действительно независимой, лишь имея сильную экономическую основу. Украинцы будут чувствовать себя уверенно в мире, только если их права будут действительно защищены", — говорится в обращении В.Януковича к соотечественникам по случаю двадцатой годовщины независимости Украины, текст которого обнародован на сайте главы государства.

Очевидно, что энергетическая зависимость страны оказывает влияние не только на все отрасли промышленности, транспорт, цены на потребительские товары, но и на внешнюю и внутреннюю политику. А геополитическое стремление России интегрировать в себя Украину хорошо известно. Яркой иллюстрацией последствий энергозависимости могут служить еще свежие в памяти "новогодние" газовые конфликты Украины с Россией. Ведь энергоносители — товар политический, прямо или косвенно влияющий на настроения электората. Российские и беларусские власти это четко понимают.

Сегодня доля импортных нефтепродуктов на рынке угрожающе высока. Так, в июне 2011 г. потребление нефтепродуктов составило около 790 тыс т, импорт — около 480 тыс т, в июле — соответственно 940 тыс т и 540 тыс т. И хотя за время деятельности нынешней власти доля продукции отечественных НПЗ возросла с 40% до 60%, ситуация складывается таким образом, что они могут просто остановиться.

Если рынок нефтепродуктов станет полностью зависимым от импорта, существует риск полного прекращения поставок топлива. Достаточно вспомнить, к какому дефициту в Украине привела остановка Мозырского НПЗ в мае-июне этого года. С закрытием украинских НПЗ импортеры будут полностью "заказывать музыку" на рынке. Несложно догадаться, каким тогда будет уровень цен.

Не следует также забывать, что национальные производители обеспечивают топливом не только граждан и корпоративных перевозчиков, но и армию, флот, аграрный и космический сектор. Это стратегические направления, которые нельзя подвергать риску, обеспечивая импортным топливом.

По мнению министра энергетики и угольной промышленности Украины Юрия Бойко, для стабилизации рынка нефтепродуктов необходимо увеличить отечественную нефтеперереработку, уменьшив долю импортных нефтепродуктов до 15%. Такая ситуация была в 2004 г., когда соотношение объема произведенных в Украине и импортированных нефтепродуктов составляло 85% к 15%. "У нас было 15% импорта, все остальное — мы производили сами. За счет того, что у нас была импортная пошлина на нефтепродукты", — подчеркнул министр.

Роковая отмена

Напомним, что в 2005 г., когда в стране ситуативно возник острейший дефицит топлива, власти в "пожарном порядке", без анализа и обсуждения, отменили импортные пошлины на нефтепродукты. Это стало историческим решением, которое не могло не изменить расстановку сил на рынке. С того момента потеря позиций украинских нефтеперерабатывающих заводов на рынке стала лишь вопросом времени.

"К сожалению, правительство тогда освободило импортеров от уплаты и у нас хлынул неконтролируемый импорт в Украину", — отметил Ю.Бойко.

Доля импортного топлива в Украине выросла с 7% в 2004 г. до почти 60% к началу 2011 г. При этом объемы переработки нефти отечественными НПЗ уменьшились более чем вдвое — с 22 млн т до 9 млн т в год. И это при том, что действующие мощности позволяют перерабатывать до 30 млн т нефтяного сырья. По данным Минэнергоугля, мощности украинской нефтепереработки за I полугодие 2011 г. были загружены на 16.8%.

Если посмотреть на структуру импортных поставок, то почти 70% из них сегодня приходится не на продукцию высокотехнологичных европейских заводов, а на НПЗ стран-участниц Таможенного союза (в первую очередь, Беларусь), которые получают нефть для переработки без уплаты экспортной пошлины. Так, в июле 2011 г. преимущество беларусских НПЗ перед украинскими за счет разницы в пошлинах составило $130/т.

По данным беларусских СМИ, в 2010 г. Беларусь экспортировала в Украину нефтепродуктов примерно на $2 млрд, что составило 25% от всего объема поставок беларусских нефтепродуктов на внешние рынки. При этом их доля на украинском рынке превысила 20%. В первой половине 2011 г. беларусские НПЗ увеличили экспорт нефтепродуктов в 1.5 раза к уровню прошлого года.

Пациент скорее мертв, чем жив

Неудивительно, что в таких неравных условиях отечественные НПЗ несут существенные убытки. Так, чистый убыток ПАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ) во втором квартале 2011 г. составил 470 млн грн.

ЧАО "ЛИНИК" (Лисичанский НПЗ) "держится на плаву" только благодаря давальческой переработке российской нефти. Это дало ему возможность по итогам I полугодия выйти на минимальную положительную маржу, которая составила $1.5/т.

Уже год простаивает Одесский НПЗ ("ЛУКОЙЛ"), где была проведена широкомасштабная модернизация до уровня европейских заводов. Тем не менее, возможность выпускать топливо европейского качества не гарантирует заводу стабильную работу.

Херсонский НПЗ, как раз после отмены импортных пошлин в 2005 г. так и не вышел из ремонта и стоит по сей день. Разработанная программа модернизации осталась на бумаге.

Западноукраинские Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ работают по принципу "то потухнет, то погаснет" — большую часть года они простаивают. По данным Минэнергоугля, общее количество дней простоя украинских НПЗ в I полугодии 2011 г. составило 599 дней, а без учета Херсонского и Одесского НПЗ — 237 дней.

Если бы ценовую ситуацию формировали украинские заводы, как до отмены пошлин, то цены на АЗС могли бы стабилизироваться на более низком уровне, и меньше зависели бы от колебаний котировок на внешних рынках. Если же отечественные переработчики прекратят работать, пострадают прежде всего украинские потребители, которые увидят на заправках европейские цены на топливо — бензин в среднем по EUR1.5 (около 17 грн) за 1 л, дизтопливо — EUR1.3 (около 15 грн).

Сегодня цены на бензин в Европе перевалили за EUR1.5 за литр. Так, в Бельгии автомобилисты массово переводят свои авто на газ, а в Германии увеличились кражи топлива из машин. 47% французов признались, что цена в EUR1.5 за литр бензина — для них своеобразный психологический рубеж, после которого они начнут задумываться об отказе от автомобиля.

Цены на бензин ставят рекорды и в Чехии, подорожав до 33.89 кроны (EUR1.41) за литр. Дизельное топливо подорожало до 33.3 кроны (EUR1.39). В Болгарии несколько тысяч водителей устроили акцию протеста против повышения цен на топливо. Литр 95-го бензина на Балканах стоит примерно 2.5 лева (EUR1.3). И это при том, что недавно Еврокомиссия признала Болгарию страной с самым дешевым бензином в ЕС.

Решение — за правительством

Не стоит забывать и о том, что украинские нефтеперерабатывающие заводы — это около 15 тысяч рабочих мест (включая подрядчиков — до 20 тысяч), сотни миллионов гривен налоговых платежей в бюджеты всех уровней ежегодно, миллионы гривен вложений в социальную сферу.

Крупнейшие украинские заводы — Лисичанский и Кременчугский НПЗ — находятся в депрессивных регионах и являются градообразующими. Поэтому их закрытие может не просто лишить работы тысячи людей, а спровоцирует жесткую социальную напряженность, что чревато всплеском преступности и другими негативными явлениями.

"Переработка нефти в стране — это рабочие места, это налоги здесь, а закупка импортированных нефтепродуктов — это поддержка экономики других стран", — убежден Ю.Бойко.

По словам Ю.Бойко, правительство принимает меры для развития отечественной нефтеперерабатывающей отрасли. За последние полтора года уже заметны положительные сдвиги в сторону уменьшения импорта и роста собственного производства нефтепродуктов. "Когда мы приняли дела, у нас было 60% импорта, 40% — нашего, сейчас — 50% на 50%. Мы постепенно идем к воспроизводству модели, которая существовала до 2005 года", — подчеркнул министр.

Ситуация может разрешиться уже в начале осени. Межведомственная комиссия по международной торговле при Минэкономразвития планирует 6 сентября провести общественные слушания в рамках специального расследования в отношении импорта нефтепродуктов в Украину, которое было начато в конце января 2011 г.

Крупные нефтетрейдеры, которые не имеют перерабатывающих мощностей и торгуют в основном импортным топливом, активно выступают против этого расследования. Ассоциация "Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины" пытается заблокировать действия государственного органа в суде. Ассоциация подавала иск о незаконности проведения данного расследования в Окружной административный суд г.Киева, однако пока решение не принято. В рамках этого иска состоялось уже восемь судебных заседаний. Очередное, девятое заседание суда назначено также на 6 сентября, как и общественные слушания в рамках спецрасследования.

Это наталкивает на мысль, что импортеры хотят сорвать проведение слушаний по спецрасследованию. "Характерно, что ассоциация, которая представляет интересы импортеров нефтепродуктов, пытается оспорить само проведение спецрасследования, на которое государственные органы имеют полное право, а не его результаты. Пока результатов нет, нет повода для иска — ничьи права не нарушены", — сообщил анонимный источник, который знаком с ходом дела.

Независимый эксперт Валентин Землянский считает, что нет никаких оснований для того, чтобы приостановить в судебном порядке расследование против импортеров нефтепродуктов. "Относительно исков к государству и судебных разбирательств с ним — это просто фирменный почерк импортеров. Например, сколько по отношению к ним не выносил бы Антимонопольный комитет своих решений – они все равно идут в суды", — отмечает эксперт.

Юрист адвокатского объединения Arzinger Александр Дякулич подчеркивает, что требование через суд запретить расследование, которое проводиться на основании и в соответствии с законом, тождественно запрету органам, которые проводят такое расследование, исполнять свои полномочия. "Это все равно что запретить судам осуществлять правосудие, а депутатам принимать законы", — считает юрист.

Если по результатам спецрасследования Межведомственной комиссии будут приняты меры для защиты отечественной нефтепереработки, то украинские НПЗ получат возможности для модернизации, улучшения качества продукции и поддержания ценовой стабильности. Введение пошлин на импорт нефтепродуктов из стран, которые имеют преференциальное ценообразование на нефтяное сырье, позволило бы выровнять условия работы на рынке и таким образом поддержать добросовестную конкуренцию.

Решение — за правительством. Межведомственная комиссия должна определиться: развивать ли отечественную переработку или же поддерживать экономику России и Беларуси, утратив все государственные рычаги влияния на рынок нефтепродуктов. Без преувеличения можно сказать, что речь идет об энергетической независимости Украины.


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.