Перейти к содержимому

Украинские металлурги сократили потребление российского газа




За семь лет закупки топлива сократились почти в два раза. Металлургию можно считать самой передовой отраслью Украины в борьбе за энергетическую независимость, отмечает Forbes.ua.

За последние семь лет сталевары отказались примерно от 50% потребляемого газа. Так, если в 2005 г. метпредприятия купили 9,4 млрд кубометров топлива, то в 2011-м закупки упали до 5,2 млрд. А по итогам этого года показатель будет еще ниже. Тогда как объемы выплавки чугуна – основного «газозатратного» продукта – за этот же период снизились всего на 6%.

Хорошо забытые технологии
Чтобы сократить потребление газа, изобретать велосипед металлургам не пришлось. Придуман он был давно, к тому же еще в советские годы его успели «обкатать» на одном из украинских предприятий – Донецком металлургическом заводе, который сегодня контролирует «Донецксталь» Виктора Нусенкиса.

Именно «Донецсталь» и стала пионером, который показал, как можно «спрыгнуть» с «газовой иглы». На заводе вспомнили о построенной еще при СССР установке по вдуванию в доменную печь пылеугольного топлива (ПУТ). В 2002 г. установку модернизировали и перевели на ПУТ одну из двух доменных печей. А в 2007-м на угольной пыли заработала и вторая домна. Как сообщили Forbes.ua в «Донецкстали», благодаря переходу на угольное топливо компания сэкономила более $40 млн.

За «Донецксталью» последовали Мариупольский меткомбинат им. Ильича, «Запорожсталь» и Алчевский меткомбинат. Первые два предприятия уже могут себе позволить полностью отказаться от газа в доменном производстве. Алчевский комбинат пока перевел на пыль только две из четырех домен. Суммарно же комбинаты могут экономить примерно 860 млн кубометров газа в год. А это $430 млн.

Достигнутая экономия – не предел. По данным Института экономики промышленности, в 2011 г. украинские метпредприятия использовали в доменном производстве 2,12 млрд кубометров газа. Это тот объем, от которого технология вдувания пылеугольного топлива позволяет отказаться в идеале на 100%. И, скорее всего, так и будет: проекты по строительству пылеугольных установок есть у всех ключевых отечественных предприятий – «Азовстали», Енакиевского метзавода, «АрселорМиттал Кривой Рог» и ДМК им. Дзержинского. Предполагается, что строительство угольных установок на этих заводах будет завершено в 2014-2017 гг.

Путь к «угольной независимости»
Преимущество использования угля вместо газа очевидно: для выплавки тонны чугуна в Украине необходимо 80-100 кубометров газа. Угольного топлива – 150-170 кг. При том, что газ заводы покупают приблизительно по $500 за тысячу кубометров, а ПУТ – по $150-175 за тонну. К тому же использование ПУТ позволяет сократить потребление кокса на 20-25%, который тоже дешевым не назовешь – $275-350 за тонну (в зависимости от качества). В итоге получается, что при переходе на новую технологию затраты на ПУТ перекрываются сокращением потребления «кокса», а затраты на газ – чистая экономия.

По словам гендиректора объединения «Металлургпром» Василия Харахулаха, использование угля вместо голубого топлива позволяет снизить себестоимость чугуна на 10-15%.

Но оперативно выделить бюджеты на строительство установок могут не все. Этим, в общем-то, и объясняется тот факт, что некоторые предприятия еще используют газ в доменном производстве. Хотя в целом подобные проекты стоят относительно недорого и окупаются за полтора-два года. Например, на Енакиевском метзаводе строительство установки по вдуванию пылеугольного топлива оценили в $115 млн. Тогда как замена устаревшего мартеновского производства стали на современное – конвертерное – обходится металлургам примерно в $1 млрд. А срок его окупаемости – 10 лет.

Виталий Ермаков


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.