Перейти к содержимому

Выбор редактора

В таможенной реформе есть нюансы




В подразделении ГФС есть как минимум три департамента, а также МЦЦ, которые должны заниматься борьбой с контрабандой, таможенными правонарушениями и коррупцией на таможне. Межрегиональная таможня будет пятым органом, который приобщится к этому делу. Методы такой борьбы могут отличаться в зависимости от конкретного органа. Например, Межрегиональная таможня примет полномочия бывшей Оперативной таможни, которая существовала в начале 2000-х в структуре таможенной службы. То есть сможет осуществлять таможенный контроль с полной заменой дежурной смены таможенного органа, деятельность которого проверяют. Указанные выше департаменты ГФС и МЦЦ такого делать не могут. Многим предпринимателям понадобятся услуги специалиста. Например, таможенный брокер.
Уже сейчас есть опасность дублирования полномочий различных органов, а возможно, и межведомственного конфликта интересов. Не понятно, как будут координировать деятельность департамента ГФС и МЦЦ. Создание еще одного органа для борьбы с контрабандой и коррупцией (Межрегиональной таможни) вряд ли улучшит ситуацию, но может усложнить координацию и снизить эффективность деятельности государственных органов в сфере борьбы с таможенными правонарушениями и коррупцией. При этом, кроме подразделений ГФС, в процесс таможенного оформления под предлогом борьбы с коррупционными проявлениями в таможенной сфере активно вмешиваются и другие правоохранительные органы (прежде всего оперативные работники СБУ и полиции).
Для того, чтобы исправить нынешнюю ситуацию, когда борьбой с нарушениями на таможне занимаются почти все правоохранительные органы страны, в ГФС необходимо создать единое подразделение по противодействию таможенным правонарушениям с соответствующими полномочиями. Таким образом, целесообразным может быть налаживание более эффективного внутреннего межведомственного взаимодействия и разделения функций борьбы с таможенными правонарушениями и борьбы с коррупцией в рядах таможни.
Во время реформирования правоохранительной функции таможенных органов Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС должны имплементировать таможенные прототипы (Сustoms Blueprints) Евросоюза. Стандартом 12 «Следственная и правоохранительная деятельность» предусмотрен полный перечень мероприятий по созданию эффективной таможенной службы, которая способна противодействовать таможенному мошенничеству и привлекать нарушителей к ответственности (в частности оперативная деятельность, следствие, международное сотрудничество, использование баз данных и тому подобное). Внедрение таможенных прототипов может дать гораздо более ощутимый эффект в борьбе с таможенными правонарушениями.


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.