Перейти к содержимому

Выбор редактора

Верховная Рада планирует криминализировать домашнее насилие




Проблема домашнего насилия, насилия над женщинами является очень серьезной во всем мире. Поэтому не случайно, что ее решением занимаются важные международные организации. Они выступают с законодательными инициативами, принимают международно-правовые акты, призванные уменьшить это насилие, создать эффективные механизмы для противодействия. Одним из таких документов и является Конвенция Совета Европы о предотвращении насилия над женщинами и домашнего насилия и борьбу с этими явлениями (Стамбульская конвенция).

Сейчас в Верховной Раде готовятся к рассмотрению законопроекты, связанные с ее ратификацией и дальнейшей имплементацией. Среди них – законопроект №4952. Мы попросили рассказать о нем Председателя подкомитета по международно-правовым вопросам и парламентского контроля над выполнением Украиной международных обязательств Комитета Верховной Рады Украины по иностранным делам Ирину ЛУЦЕНКО.

- Насколько важной для Украины является ратификация Стамбульской конвенции?

- Ее ратификация сегодня крайне актуальна для Украины. И тому есть несколько причин. Во-первых, домашнее насилие в общественной ментальности украинцев считается делом частным. Те проблемы и преступления, которые происходят за дверью квартиры, не спешат обнародовать даже их жертвы. Ведь стыдятся таких проблем или боятся своих обидчиков. Да и в случаях, когда все-таки отваживаются обратиться в полицию, правоохранители могут просто посоветовать: разберитесь между собой, по-семейному.
Чаще всего домашнее насилие связывают со взаимоотношениями мужчин и женщин. Но от него страдает значительно более широкий круг лиц – дети, пожилые люди, лица, которые находятся в беспомощном состоянии, страдают из-за психических заболеваний и пр. Общество часто не знает об их бедах и не оказывает надлежащей помощи.

Приведу тревожную статистику. Если в течение 2005 года в Украине милицией было зафиксировано 100 тыс. заявлений об осуществлении насилия в семье, то в прошлом году такая цифра достигла 165 тыс. Подчеркну, речь идет лишь о зафиксированных случаях, на самом деле таких намного больше.

Среди женщин, которые попадают с травматизмом в больницы, 50% беременных. Ежегодно 3 млн. детей становятся жертвами или свидетелями домашнего насилия. 95% среди женщин и детей-бездомных попали на улицу, потому что дома было нестерпимо оставаться из-за насилия и унижения. 70% женщин и мужчин, которые занимаются проституцией, в детстве сталкивались с домашним развращением, подвергались насилию, изнасилованию.

Все эти люди получают физические, моральные, психологические травмы. Многие из них потом теряют здоровье, другие не могут адаптироваться к нормальной общественной жизни, третьи сами становятся обидчиками и преступниками.
Поэтому сегодня самая главная задача – придать проблеме домашнего насилия публичности, изменить к ней отношение со стороны общества и государства. Государство должно защитить жертву, оказать ей помощь и предоставить убежище, проводить необходимую работу с обидчиком. Прямо или опосредованно, но от домашнего насилия страдает все общество в целом.

Важность этой работы обуславливается еще и другими факторами. Сейчас из антитеррористической операции возвращается много демобилизованных мужчин. Почти все – с посттравматическим синдромом. Пока что государство не может предоставить им надлежащую реабилитацию, вернуть в нормальное психологическое состояние. Из АТО возвращается немало инвалидов, кто-то потерял руку, кто-то ногу, кто-то ослеп, кто-то прикован к кровати. Есть обида на государство, обида на судьбу. И то отчаяние очень часто изливается на ближайших людей в семье.

Мы также имеем 1,7 млн. внутренне перемещенных лиц. 75-80% - это женщины и дети, люди пожилого возраста. Это те, кто остался без малой родины, без друзей, без жилья, без работы, без прав. Ясно, что психологическая обстановка в таких семьях на сегодняшний день является эмоционально напряженной.
Поэтому ратификация Стамбульской конвенции для Украины – это разработка комплексной государственной политики, которая должна кардинально изменить сложную ситуацию с домашним насилием. Для этого в Верховной Раде готовится ряд законодательных актов, их принятие посодействует реализации положений Конвенции.

- Предварительно предполагалось, что Стамбульская конвенция будет ратифицирована в первом полугодии текущего года. Почему народные депутаты не вложились в этот срок?

- Главной причиной была смена правительства, которая состоялась в мае этого года. По процедуре Кабинета Министров, все законопроекты, которые готовились предыдущим правительством, должны пройти инвентаризацию и повторное согласование новым правительством. Это забрало определенное время, но мы все-таки движемся вперед. Недавно правительство одобрило на своем заседании проект закона «О предотвращении и противодействии домашнему насилию», который уже зарегистрирован в Верховной Раде.

- Кто инициировал разработку законопроектов о противодействии домашнему насилию?

- Необходимую законодательную базу народные депутаты разрабатывали в сотрудничестве со специалистами Совета Европы, со многими независимыми экспертами. С нами работали юристы, судьи-практики, прокуроры, адвокаты, полиция, которые в дальнейшем будут пользователями применения этих законов.

Большую помощь оказали общественные организации. Так, много лет в Украине вопросами противодействия домашнему насилию занимается ОО «Ла Страда-Украина». Здесь их опыт просто огромен. Они имеют «горячую линию», на которую круглосуточно обращаются жертвы такого насилию, люди, нуждающиеся в утешении и помощи. Благодаря им специалисты «Ла Страды» собирают статистические данные об общей ситуации, некоторые из них я приводила выше. Базируясь на их информации, в действующее законодательство уже было внесено немало изменений, позволивших улучшить работу по противодействию домашнему насилию в стране. Речь идет о законе «Об обеспечении равных прав и возможностей мужчин и женщин», отдельных статьях Уголовного кодекса и пр.

Теперь мы подходим к комплексной государственной политике. В течение двух последних лет, когда проходила подготовительная работа, мы провели более 150 круглых столов, где обсуждали проблемы гендерного равенства, борьбы с торговлей людьми, насилия над женщинами и детьми, домашнего насилия. Наработку законодательных изменений, необходимых для ратификации и имплементации Стамбульской конвенции, мы разделили на три части.

Разработку законопроекта №4952, который вносит изменения в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы, взяли на себя депутаты. Базовый закон «О предотвращении и противодействии домашнему насилию», а также изменения к еще 10 законам готовили в Министерстве социальной политики. А вот собственно законопроект о ратификации Стамбульской конвенции внесет Администрация Президента Украины.
Этот пакет документов готов. Учитывая, что Украина имеет определенные обязательства в связи с евроинтеграцией, было бы хорошо принять их до конца ноября. Возможно ли это? Надеюсь, что да. По крайней мере, большинство фракций настроены на их поддержку.

- Вы являетесь автором законопроекта №4952, который касается изменений к уголовному блоку. О каких именно изменениях идет речь?

- По своей философии Стамбульская конвенция базируется на четырех «п»: это превенция домашнего насилия, популяризация нетолерантного отношения к нему, это наказание (покарання) обидчиков и помощь жертвам.
Сегодня мы говорим о необходимости усилить ответственность за совершение домашнего насилия. Работа с обидчиками – это важная часть нашего законопроекта. Предусмотренные в нем изменения к Уголовному и Уголовному процессуальному кодексам более четко определяют виды насилия (физическое, психологическое, экономическое, сексуальное) и виды наказания. Практика европейских стран показывает, что все виды домашнего насилия криминализированы с отягчающими обстоятельствами.

В законопроекте №4952 определяются действия, которые должны проводить правоохранительные, судебные органы по отношению к обидчику. Если он совершил хулиганские действия, нанес травмы жертве, то к наказанию добавляется отягчающее обстоятельство из-за того, что это делалось в семье. То есть, к предусмотренному законодательством сроку добавляется еще год, два, три.
Законопроект вносит так называемые предписания к обидчикам, которые изолируют их от жертв, не позволяют приближаться определенное время, общаться с жертвами, совершать определенные действия.

Важные изменения: обидчиков в законодательном порядке будут заставлять проходить коррекционные программы. Если раньше на обидчиков соответственно налагали штрафы, а те штрафы ложились на семью, то теперь они будут проходить коррекционные и исправительные работы в пользу общины.

- Почему в пользу общины?

- В соответствии с базовым законом, именно на органы местного самоуправления, на общину ляжет главная ответственность за оказание помощи жертвам и проведение работы с обидчиками. Сейчас происходит децентрализация, общины получают большую самостоятельность, в том числе, и финансовую. Они могут собственными силами обустраивать приюты для жертв домашнего насилия, эффективно осуществлять соответствующую работу.

- Каким образом должно измениться отношение правоохранительных органов, судов к делам по домашнему насилию?

- Дела, связанные с домашним насилием, очень деликатные. Поэтому ими должны заниматься специально подготовленные следователи, судьи. Они должны иметь определенный опыт работы, а также пройти соответствующие методологические программы.
Следует сказать, изменения к Уголовному и Уголовному процессуальному кодексам не будут предусматривать, что судебные органы непременно должны посадить нарушителя закона за решетку. На начальном этапе, если нарушения незначительны, предусмотрена процедура превенции – обидчику дают возможность получить помощь психолога, скорректировать агрессивное поведение к адекватному состоянию. Лишь в том случае, когда это не помогает и обидчик продолжает насильственные действия, он может попасть в тюрьму.
Важное новшество: изменения в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы предусматривают, что заявление о совершении домашнего насилия может подавать не только его жертва, но и третье лицо. Например, учитель, медицинский работник, социальный работник, даже почтальон, которые узнали о фактах домашнего насилия, обязаны о них сообщить.

- Вы упомянули ограничительные мероприятия, когда обидчик по решению суда не может подходить к обиженному им лицу, писать ему, звонить. А кто будет осуществлять контроль над этими ограничительными действиями?

- Чрезвычайно важный вопрос. Сейчас в Украине осуществляется судебная реформа. В ней, в частности, предусмотрен специальный судейский контроль над выполнением решений. В судах будут введены должности судебных исполнителей, так называемых контролеров. Будет внедрен сбор информации по судебным решениям и их исполнению. Если обидчику присудили за домашнее насилие какие-то взыскания, государство должно знать, работают ли они. Если нет, то он может получить более серьезное наказание. Ведь сегодня мы часто имеем рецидивы из-за безнаказанности: даже если суд вынес решение по обидчику, его не контролируют надлежащим образом и через некоторое время обидчик снова совершает насильственные действия.

Я уже упоминала, что в соответствии к предложенным изменениям, заявления в правоохранительные органы по поводу домашнего насилия могут подавать третьи лица. Например, педагог узнал, что его ученик подвергается дома побоям и психологическому давлению, или социальный работник увидел, что над пожилым человеком издеваются родные. Они обратились в правоохранительные органы, а дальше и сами будут смотреть, изменилась ли ситуация к лучшему. Здесь они также будут контролерами и защитниками.

- Законопроект №4952 немало внимания уделяет противодействию сексуальному насилию, принудительному браку или заманиванию лица с целью заключения брака на территории другого государства. Насколько эти проблемы распространены и актуальны для Украины?

- Стамбульская конвенция учитывает европейскую практику противодействия различным видам домашнего насилия и насилия над женщинами. Некоторые из них меньше проявляются в Украине, зато мы имеем некоторые свои, специфические. Скажем, где-то жена или дети жестоко обходятся с воином-инвалидом АТО.
Но в любой момент следственные и судебные органы могут столкнуться с нехарактерным ранее для нас видом насилия. Законодательство должно заблаговременно определить его, чтобы ему можно было противостоять.

- В законопроекте также идет речь об усилении ответственности за проведение незаконных абортов или стерилизации. На первый взгляд, это медицинские проблемы.

- А нанесение женщине телесных повреждений, поломанные руки и ребра – разве это не медицинская проблема?
Медицинские проблемы могут иметь значительные социальные и демографические последствия. Взять хотя бы ситуацию, в которой ныне оказались внутренне перемещенные лица. Многие семьи живут в крайне сложных условиях. Из-за отсутствия жилья или работы мужчины могут принуждать женщин к абортам или стерилизации.

Конечно, государство должно помогать таким людям. Но насильственные действия должны наказываться.
Мы должны понять, что семья – это модель общественных отношений. Она предусматривает равенство в правах женщин и мужчин, взаимное уважение и обязанности. Защищая семью, государство защищает свое будущее.

- К каким еще изменениям на законодательном уровне должна готовиться Украина после ратификации Стамбульской конвенции?

- Экспертами Совета Европы, другими специалистами, которые занимаются вопросами противодействия домашнему насилию, проанализировано все украинское законодательство и предложены изменения в 21 закон. Сейчас мы вносим изменения в 10-15 законов. Это тот минимум, который позволяет уже начинать активно бороться с этой проблемой.
Очевидно, что в дальнейшем серьезные изменения будут вноситься в Семейный кодекс и трудовое законодательство, в законы «Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин», «Основы законодательства Украины об охране здоровья», «Об образовании», «Об охране детства», «О социальной работе с детьми и молодежью». Они позволят привести украинское законодательство к европейским нормам.

Владимир ДОБРОТА,
Национальный пресс-клуб «Украинская перспектива»

Мнение эксперта

Катерина Левченко, президент ОО «Ла Страда-Украина», доктор юридических наук, профессор:
- Сейчас в Верховной Раде готовится к рассмотрению законопроект №4952, и я считаю, что его принятие может быть действительно этапным для широкого введения европейских подходов в борьбе с домашним насилием в Украине.

Кроме того, что им вводится ответственность за ряд преступлений, связанных с совершением насилия над женщинами и домашним насилием, он изменяет определенные процессуальные вещи. Например, предлагается сделать невозможным закрытие уголовного производства в связи с отзывом заявления потерпевшей стороны. Такое заявление должно быть зафиксировано, рассмотрено соответствующими следственными органами, доведено до суда и по нему должно быть принято судебное решение.

Совместно с нашими партнерами из швейцарской организации DCAF «Ла Страда-Украина» осуществляет мониторинг судебных дел, связанных с домашним насилием. И мы видим типичную ситуацию, когда пострадавшая сторона приходит в суд и просит прекратить дело. Потому что боится за дальнейшую судьбу своего мужа, который осуществлял насилие. Или боится его мести. А еще и потому, что судебные сборы по этим делам равняются 270 грн. И когда пострадавшая узнает, что нужно платить такие деньги, то говорит, что лучше их использовать на питание для детей, на поддержку семьи.

Законопроект №4952 идентифицирует пострадавших от домашнего насилия, насилия над женщинами. Особенно среди таких групп населения, как люди пожилого возраста, лица с ограниченными возможностями, с умственными отклонениями. Они обычно находятся в закрытой семейной среде, очень сложно с ними общаться. И поэтому они наиболее уязвимы к действиям со стороны окружения. Для идентификации случаев насилия обязательным должно стать обучение специалистов, работающих с этими категориями людей. Дальнейшие изменения законодательства приведут к новациям в практике социальной работы, правоохранительной деятельности и в работе правосудия.


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.