Перейти к содержимому

Что не так с украинским образованием




Если Украина хочет сократить отставание от остального мира, она нуждается в хорошем образовании. Во многих отношениях система просвещения Украины – самая сильная часть ее экономики. Проблема в том, что составляющие ее гордость базовое математическое и естественно-научное образование – это приходящие в упадок остатки советской системы, сообщает Forbes.ua.

Хуже всего обстоят дела с медицинским образованием. С точки зрения качества подготовки управленцев Украина в рейтинге Международного экономического форума занимает 116‑е место среди 142 стран. Столь же плачевна ситуация с преподаванием в таких областях, как экономика, правоведение и языки.

К сожалению, министра образования Дмитрия Табачника совершенно не волнуют реальные проблемы отрасли – коррупция, избыточное регулирование, разбазаривание ресурсов, низкое качество преподавания.

Главная проблема украинского образования – это коррупция. Взятки платятся за поступление в вуз, за сдачу экзаменов и получение степеней. «Оранжевое правительство» ввело независимое тестирование для поступления в вузы. Вместо того чтобы повышать качество тестов, Табачник разрешил университетам ввести дополнительные экзамены и потребовал льгот для отдельных социальных групп, прежде всего для детей шахтеров. Лидия Суржик справедливо указывает в «Зеркале недели», что это ведет к отрицательному отбору. Новые правила развязывают руки коррумпированным ректорам и профессорам.

Лучшие в мире американские университеты – частные неприбыльные учреждения. Следующие за ними Оксфордский и Кембриджский университеты являются государственными, но пользуются широчайшей автономией. Украинские вузы необходимо преобразовать в независимые учреждения, подотчетные авторитетным наблюдательным советам. После этого образовательные, исследовательские, кадровые и финансовые функции можно будет передать на университетский уровень. Вместо этого сохраняется чрезмерно детализированная, централизованная система финансирования. Неудивительно, что ни один из более чем 800 украинских вузов не входит в Шанхайский рейтинг 500 лучших университетов мира.

Казахстан учредил элитный государственный университет в сотрудничестве с восемью выдающимися иностранными вузами. Даже Россия предприняла такую попытку, создав в Сколково университет в партнерстве с Массачусетским технологическим институтом. В украинском образовательном секторе доминирует государство, которое не оказывает никакой поддержки международным и частным образовательным проектам.

Президент Леонид Кучма много лет поддерживал так называемый Болонский процесс унификации европейского высшего образования. Одним из первых решений Табачника на посту министра было вывести Украину из этого процесса. Как следствие, выпускник ведущего западного учебного заведения с докторской степенью не может считаться достаточно компетентным для того, чтобы преподавать в захудалом украинском вузе. Это хороший метод консервации невежества.

Вопреки расхожему мнению, украинская система образования сравнительно хорошо финансируется. Уровень государственных расходов на образование (7,3% ВВП в 2009 году) выше, чем в большинстве европейских стран. Но значительная часть этих средств расходуется впустую.

Вследствие низкой рождаемости и эмиграции число детей школьного возраста упало в Украине на 40% – с 7,1 млн в 1991-м до 4,3 млн. Недвижимость и занятость в образовательной системе должны быть пропорционально сокращены.

За два десятилетия количество школ уменьшилось всего на 9%, так что растущая доля бюджета на образование расходуется на содержание избыточных площадей. Табачник гордится тем, что при нем закрыли всего 300 школ – Тимошенко, мол, за два года закрыла 650. Лучше бы он продал здания 6800 лишних школ, направив полученные средства на повышение качества образования.

Нормы, действующие с советских времен, вынуждают школы содержать избыточный бюрократический штат. В децентрализованной системе финансирования половина таких кадров, по всей видимости, была бы сокращена. В последние 20 лет численность учителей оставалась примерно на одном и том же уровне – чуть более полумиллиона. Как следствие, число учеников на одного учителя снизилось с 13,3 в 1991 году до 8,4. Это расточительство. Штат учителей может быть сокращен на 40%. Самых квалифицированных преподавателей необходимо сохранить, повысив их зарплаты на 80%.

Это лишь самые элементарные шаги, которыми нельзя ограничиваться. Государственное финансирование должно быть привязано к студентам, а не к образовательным учреждениям. Необходимо перевести и адаптировать хорошие международные учебники, продолжать компьютеризацию и сконцентрировать ресурсы в самых сильных учебных заведениях.

Андерс Ослунд


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.