Перейти к содержимому

Как защитить себя от недобросовестных медиков




Неосведомлённость граждан о своих законных правах нередко приводит к неспособности защитить себя и своих близких от очевидных нарушений. Сфера медицинского обслуживания, к сожалению, не является исключением, сообщает UBR.

Комплексный анализ украинского законодательства позволяет выделить следующие ключевые нормативные акты в области здравоохранения - Конституция Украины (далее - КУ) и Основы законодательства Украины об охране здоровья (далее - Основы), которые содержат лишь общие нормы. Следует сразу отметить, что уже около десяти лет совершаются попытки "продвинуть" закон о защите прав пациентов, который бы детально регулировал права и гарантии потребителей медицинских услуг. Однако последний из зарегистрированных проектов был отозван из ВРУ ещё в 2010 году, поэтому перспектив его скорого принятия нет.

Среди фундаментальных прав человека в сфере здравоохранения можно назвать: право на жизнь (ст. 27 КУ), на медицинскую помощь (ст. 49 КУ, п. "д" ст. 6, п. "а" ст. 78 Основ), свободу выбора лечебного учреждения и врача, требование о замене врача, лечение за границей в случае невозможности предоставления такой помощи в лечебных учреждениях Украины (п. "д" ст. 6, ст. ст. 34, 38 Основ), на согласие либо отказ от медицинского вмешательства (ст. 29 КУ, ст.ст. 42, 43 Основ), на достоверную и своевременную информацию о состоянии своего здоровья (ст.ст. 32, 34 КУ, п. "е" ст. 6, 39 Основ), на медицинскую тайну (ст.ст. 32,34 КУ, ст. 39-1, 40, п. "г" ст. 78 Основ), возмещение причинённого здоровью вреда (п. "и" ст. 6 Основ), правовую защиту от любых незаконных форм дискриминации, связанных с состоянием здоровья (п. "и" ст. 6 Основ); обжалование неправомерных решений и действий работников, учреждений и органов охраны здоровья (ст. ст. 40, 55, 56 КУ, п. "ї" ст. 6 Основ).

В систему медицинской помощи входят: экстренная медицинская помощь, первичная, вторичная (специализированная), третичная (высокоспециализированная), паллиативная медицинская помощь (безнадёжно больным) и медицинская реабилитация (восстановление после тяжёлых заболеваний).

На сегодня оказание экстренной медицинской помощи бригадами скорой помощи регламентируется указанными Основами, а также рядом приказов Министерства здравоохранения (МЗО). Однако 05.07.2012 года Верховной Радой Украины был принят закон "Об экстренной медицинской помощи" (далее - Закон), который 31.07.2012 г. отправлен на подпись Президенту. Указанный закон предусматривает создание качественно новой системы экстренной медицинской помощи, а также медицины катастроф, приближенной к медицинской системе ЕС.

Порядок организации медицинского обслуживания и направления пациентов в учреждения здравоохранения, предоставляющие вторичную (специализированную) и третичную (высокоспециализированную) медицинскую помощь утверждён приказом МЗО от 05.10.2011 года № 646 (далее - Порядок).

До вступления в силу Закона процедура предоставления медицинской помощи пациенту выглядит следующим образом: мед. работник скорой помощи, приезжая на вызов к пациенту, проводит его осмотр, оказывает неотложную помощь и по первичным признакам определяет предварительный диагноз, с учётом которого принимает решение о необходимости госпитализации такого пациента. В случае принятия решения о госпитализации, пациенту выписывается направление и он доставляется в дежурное отделение больницы согласно предварительному диагнозу (в каждом городе местными органами здравоохранения устанавливается график дежурств всех отделений больниц). Согласно п.1.11 Порядка госпитализация/консультация пациента по экстренным показаниям осуществляется круглосуточно без предварительного согласования даты и времени госпитализации/консультации независимо от места проживания и нахождения пациента. Отсутствие у пациента документов, удостоверяющих личность, не может быть причиной отказа в направлении на консультацию или госпитализацию в экстренном порядке при наличии соответствующих показаний. При этом служба скорой медицинской помощи может направлять пациентов в специализированные учреждения при наличии острых заболеваний и состояний, травм, отравлений или обострений хронических заболеваний при необходимости в интенсивном лечении и уходе или круглосуточной специализированной медицинской помощи отдельным категориям пациентов (беременным, роженицам, новорождённым, детям и т.д.) Кроме того, для получения неотложной (экстренной) медицинской помощи пациент может обратиться в больницу самостоятельно и ему не может быть отказано в консультации, а при необходимости – и в госпитализации (п. 2.7 Порядка).

После доставки пациента в больницу и передачи его дежурному врачу приёмного отделения, миссия скорой помощи на этом заканчивается. Далее с пациентом работает дежурный врач (чаще всего - терапевт), который проводит осмотр, при необходимости назначает неотложные анализы, а также вызывает врача из того отделения, в консультации которого он нуждается.

Организация госпитализации пациентов регламентируется правилами внутреннего распорядка работы учреждения, утверждёнными главным врачом больницы. Эти правила должны находиться в регистратуре или приёмном отделении и быть доступными для ознакомления всем пациентам.

Отказать в госпитализации пациента, доставленного в больницу бригадой скорой помощи, дежурный врач может только в случае установления отсутствия причин для его госпитализации вследствие проведённых обследований состояния здоровья пациента (результатов анализов, компьютерных исследований и т.д., НО не простого поверхностного осмотра!). В этом случае подробная информация о пациенте, его симптомах, состоянии, времени доставки в больницу, проведённых исследованиях, установленном диагнозе и причинах отказа в госпитализации вносится в так называемый журнал отказов, в котором должен расписаться и сам пациент. Кроме того, пациенту даются рекомендации обратиться к участковому врачу за получением дальнейшего лечения заболевания, не требующего безотлагательного вмешательства. Если пациент не согласен с действиями врача, он может требовать вызвать к нему зам. глав. врача по лечебной части (нач. меда) или главного врача. Если указанные лица также не найдут причин для госпитализации пациента, то заставить их это сделать никто не сможет. В этом случае пациента отправят домой, а указанные лица будут нести ответственность за принятое решение, в том числе, если состояние пациента ухудшится (вплоть до уголовной ответственности).

Нужно отметить также нередко встречающиеся на практике ситуации, когда вследствие неправильного диагноза, предварительно поставленного врачом скорой помощи, пациента привозят не в то отделение, в котором он должен лечиться. Например, пациент доставлен в отделение хирургии с подозрением на острый аппендицит, но диагноз не подтвердился и у врача возникает подозрение на почечную колику, которая подлежит лечению в отделении урологии. В этом случае дежурный врач фиксирует указанные обстоятельства в заключении и выписывает пациенту направление в дежурное урологическое отделение, снова вызывая бригаду скорой помощи для доставки пациента по месту назначения. Кроме того, в некоторых случаях пациент, доставленный в дежурное отделение, к примеру, хирургии (учреждение вторичной мед. помощи) может нуждаться в услугах высокоспециализированного учреждения (третичной мед. помощи), располагающего спец. оборудованием и т.д. В таком случае пациента перенаправят в спец. больницу, где есть такое отделение, например, хирургии кисти.

К сожалению, как показывает практика, на сегодня бригада скорой помощи часто исполняет функцию исключительно извозчика, стремясь быстрее "сбросить" с себя пациента, а с ним и ответственность за его жизнь. Иными словами, пациенту сознательно ставится диагноз, необходимый для его приёма в ближайшей больнице, а ответственности за это законодательством не предусмотрено, поэтому неправильный диагноз пациента становится "головной болью" врача, который его принимал. Новый Закон об экстренной медицинской помощи должен изменить сложившуюся ситуацию к лучшему.

Относительно требований вознаграждения за оказанную медицинскую помощь, следует отметить что согласно ст. 49 КУ, ст. 8 Основ каждый гражданин имеет право на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения. Однако, в ст. 18 Основ закреплено право всех лечебных учреждений с разрешения Министерства здравоохранения устанавливать плату за услуги в сфере здравоохранения для повышения качественного уровня своей работы. Таким образом, в установленном порядке больница может утвердить перечень платных медицинских услуг (например, узи, рентген, эндоскопические операции и т.д.). Однако в этом случае пациенту должны быть предоставлены надлежащие доказательства правомерности предоставления определённой услуги на платной основе, с ним должен быть заключён договор и все платежи должны осуществляться через кассу больницы, а не наличными врачу.

Во всех остальных случаях требования оплатить медицинские услуги, предоставляемые гос. и коммунальными учреждениями являются незаконными и могут быть квалифицированы как преступление, а именно - вымогание взятки. В этом случае пациент может либо сообщить об указанных действиях врача главному врачу/нач. меду либо же непосредственно обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением.

Обращаем внимание, что просьба либо требование врача о покупке медикаментов, необходимых для лечения пациента, не является вымоганием взятки, а является объективной необходимостью, учитывая мизерное финансирование больничных учреждений и физического отсутствия в них большинства необходимых препаратов. Однако в этих случаях необходимо контролировать список лекарств, которые "заказывает" врач для недопущения включения туда "посторонних". Информацию про все введённые пациенту препараты в обязательном порядке лечащий врач вносит в лист назначений/карту наблюдения больного, находящийся в истории болезни, ознакомиться с которыми может сам пациент или его родные.

Марина Саенко


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.