Перейти к содержимому

Выбор редактора

На чем можно будет сэкономить при вылетах из «Борисполя»




Утверждение безвизового режима между Украиной и ЕС движется по графику, однако существенной преградой в свободном путешествии по Европе для Украины остается высокая цена авиабилетов. Но, похоже, каменная глыба готова сдвинуться с места: предметом пересмотра становятся ставки аэропортовых сборов.

Пока они являются весомой составляющей стоимости авиабилета (в зависимости от класса полета может составлять до 50%). Основу политики аэропортовых сборов и их максимальный размер определяет Минфраструктуры своими регуляторными актами. Путем системы скидок на них также может влиять руководство аэропорта.

Много лет авиакомпании жаловались на слишком высокие ставки сборов в Украине, особенно в столичном аэропорту. Наконец перспектива «безвизовых» и давление крупнейшего лоу-коста Европы, компании Ryanair, стали локомотивом изменений в этой области.

Что именно предлагает для удешевления билетов Мининфраструктуры? Движение происходит в двух направлениях: инициативы со стороны МИУ и предложения аэропорту «Борисполь». Мининфраструктуры подготовило проект об изменениях в приказе, которым регулируется размер сборов в «Борисполе». На днях он был опубликован для обсуждения на сайте МИУ.

Нововведений немало. Во-первых, сбор за каждого пассажира будет уменьшено с $ 17 до $ 13. Во-вторых, будет отменен сбор за сверхнормативный стоянку для самолетов (правда, только если авиакомпания заключит с аэропортом соглашение на базирование конкретных самолетов. Очевидно, этот нюанс оставляет для аэропорта возможность давления на авиакомпанию в других вопросах). Сейчас он зависит от взлетной массы судна и составляет примерно $32 в час для самолета класса Boeing 737-800. В-третьих, будет детализирован действующий пункт о возможности (по усмотрению руководства аэропорта) предоставлять скидку авиакомпаниям для стимулирования их развития в размере до 80%.

В частности, уточняется, что такая скидка может применяться к существующим регулярным рейсам, а также при открытии авиакомпаниями рейсов в аэропорты, в которых раньше не осуществлялись такие рейсы (или начали осуществляться не более чем за 6 месяцев до этого). Новая редакция также уточняет, что до 30% можно предоставлять скидку для чартерных рейсов.

Кроме того, проект приказа содержит подробные разъяснения относительно того, что является базой для расчета сборов (фактические расходы аэропорта) и предлагает формулы для их расчета. Составляющими формул являются суммы расходов, связанных с конкретным сбором, объем предоставленных услуг, коэффициент прибыльности.

Напомним, сейчас приказом МИУ по сборам в «Борисполе» предусмотрено только предоставление дифференциальных скидок к сбору за взлет-посадку воздушного судна. Их размер зависит от количества рейсов, выполненных авиакомпанией за месяц. Максимальный размер этого сбора составляет $10,5 за 1 тонну взлетной массы, минимальная - $7.35 (для самолета класса Boeing 737-800 - около $819 и $573 соответственно). Этот пункт остается без изменений. Также не меняется сбор за авиационную безопасность, который сейчас составляет $4 за каждого пассажира для международных сообщений.

В чем заключается оферта Борисполя? Предложение «Борисполя», которую представил вчера его гендиректор Павел Рябикин, является своеобразным продолжением приказа МИУ и его уточнением. Так, предполагается скидка за взлет-посадку, но только при условии применения ее к новому международному рейсу. Новым будет считаться только рейс в аэропорту, в радиусе 100 км вокруг которого в течение последних 4 лет не открывалось новых рейсов. Это поможет предотвратить возможные спекуляции, говорит Рябикин, когда авиакомпания меняет аэропорт на соседней лишь для того, чтобы получить скидку. Программа стимулирования открытия новых рейсов будет рассчитана на 4, а не 3 года, как раньше. Наибольшую скидку компания сможет получить в первый год полетов - 80%, наименьшее - на 4 года (20%).

Сохранится действующая скидка 80% к сборам за трансферных пассажиров. Весомую «объемную» (такое, зависит от объемов) скидку также предлагается предоставить для пассажирского сбора (того же, который в случае утверждения приказа МИУ составит уже $13 вместо $17). Ее размер будет зависеть от объема новых привлеченных пассажиров. «Например, в 100 000 пассажиров в год - это соответствует примерно 1,8 рейсов в день, это очень мало для« Борисполя »- никаких скидок предоставляться не будет. При росте пассажиропотока на объем от 100 до 300 тыс. пассажиров применяется скидка 10%, то есть по факту, отняв объем, не подлежит стимулированию, получим средневзвешенную скидку 6,7% », - объясняет коммерческий директор аэропорта Максим Волошин. Наибольшая скидка будет соответствовать объему примерно 5 млн новых пассажиров в год и составит около 40%.

Какие компании смогут воспользоваться скидками на практике? Уже сейчас активно испытывать предоставлены привилегии сможет крупнейшая украинская авиакомпания «МАУ», в 2016 году ее услугами воспользовались почти 6 млн пассажиров. Например, она единственная, кто занимается организацией транзитных рейсов на базе «Борисполя» - в 2016 году ею было перевезено более 3 млн транзитных пассажиров. Также МАУ чаще других авиакомпании запускает новые международные и внутренние рейсы. В последнее время такое часто происходит в отношении региональных аэропортов (например, Ивано-Франковск-Венеция, Запорожье-Тель-Авив, целый ряд рейсов из Львова). Но сеть маршрутов развивается и с «Борисполя». Например, осенью компания начала полеты в Коломбо (Шри-Ланка) и Анкары (Турция), недавно запущен новый внутренний рейс Киев-Херсон.

В «Борисполе» не уточнили, будут учитываться нынешние объемы перевозок при расчете «объемных» скидок (или только прирост пассажиропотока). Если да - то, конечно, МАУ будет в наиболее привилегированном положении как крупнейший перевозчик «Борисполя», на долю которого приходится более 60% его объемов. Волошин говорит, что сейчас под действие скидок теоретически подпадают большинство крупных компаний, работающих в аэропорту.

«Вопрос только в том, подпишутся они на эту программу скидок», - уточняет он. По данным ГП «Украэрорух», рейтинг крупнейших компаний по количеству выполненных рейсов в 2016 году выглядел так: МАУ, Turkish Airlines, Belavia, LOT, WizzAir, Pegasus Airlines, Air Moldova, Azur Airlines, Dniproavia, Lufthansa. Но разрыв даже со вторым номером в МАУ большой. Так, Turkish Airlines в 2015 году (за 16 данных нет) перевезла около 500000 пассажиров в / из Украины, но, кроме «Борисполя», она выполняла полеты в еще 5 украинских городах.

Удовлетворит скидка лоу-костер Ryanair и какой будет окончательная сумма сбора? Давление этой компании стал двигателем просмотра скидок. Но удовлетворит ее тариф, предложенный с учетом новых возможностей? Ведь компания объявила о намерениях перевезти за год около 250 000 пассажиров, что согласно «объемной» сеткой предусматривает лишь незначительную скидку. Павел Рябикин утверждает, что разработанная система скидок позволит приблизить тариф для Ryanair размеру $7,5 общего сбора - именно того, на какой она была готова согласиться. Но это лишь гипотетическая возможность, и ее реализация будет зависеть от ряда факторов.

Например, того, каким будет фактический объем перевозок. А также того, будут признаны рейсы компании новыми. «Сейчас два из них точно новые (Стокгольм и Манчестер - ред.), А вот в одном мы сомневаемся. Дело в том, что в Эйндховен (Нидерланды) сейчас нет рейсов, но от бельгийского аэропорта в Брюсселе оттуда менее 100 км », - отмечает Рябикин. В то же время он заверил, что тот факт, что МАУ недавно получила назначение на те же рейсы, на которых собралась летать Ryanair, никак не скажется на возможности предоставить скидку им обоим. «Если две компании открывают новый рейс с промежутком не более 6 месяцев - они обе получают скидки», - говорит Рябикин. По его словам, переговоры с Ryanair все еще продолжаются.

Как программа скажется на конечном потребителе? Руководство «Борисполя» утверждает, что главным условием предоставления скидок станет требование отразить эти скидки в конечной стоимости билетов - это даже прописано в договоре оферты, который будут подписывать с авиакомпаниями. «Мы ожидаем очень существенного снижения цен. Это не будет напрямую те 4 доллара, которые МИУ закладывает в размер скидки. Система «объемных» скидок позволит для авиаперевозчика сделать дополнительное снижения цен », - отмечает директор аэропорта.

По его словам, система также позволит «линейным» (то есть классическим) перевозчикам использовать в ценообразовании модель лоу-кост, когда часть билетов продается по очень низким ценам ради получения больших скидок на объем пассажиропотока. Это означает, что средняя стоимость билета будет примерно на уровне классических авиакомпаний, но некоторые предложения будут очень дешевыми. Однако он признал, что контролировать цены в условиях очень сложной системы ценообразования компаний на самом деле будет трудно, и четких механизмов для этого нет.


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.