Перейти к содержимому

"Нормандия в живописи": перемещенная натура




В Национальном художественном музее открылась выставка "Нормандия в живописи". Представленные на ней 57 полотен именитых мастеров, по мнению ОКСАНЫ БАРШИНОВОЙ, способны не только рассказать зрителям об одном из интереснейших регионов Франции, но и послужить своеобразным пособием по изучению различных художественных стилей, сообщает "КоммерсантЪ-Украина".

Выставка "Нормандия в живописи" является частью одноименной коллекции, которую Региональный совет Нижней Нормандии стал собирать в 1992 году, поставив перед собой довольно амбициозную задачу — сформировать галерею тематически связанных с этим регионом Франции произведений, охватив период от 1750 до 1950 года. Это удалось сделать при живейшем участии специалистов, общественности, а также поддержке государства и частных компаний. В итоге в городе Кан, в бывшем женском монастыре аббатства Дам, разместилась коллекция, воспевающая Нормандию как важный художественный центр, где на протяжении двух столетий вырабатывались принципиальные для развития французского искусства идеи.

57 полотен, отобранные куратором Аленом Тапье для экспонирования в Украине (до Киева выставка уже побывала во Львове), показывают нормандское морское побережье и сельскую местность, запечатленные живописцами XIX—первой половины XX века, принадлежащими к различным художественным стилям. Зачастую каждое направление представлено на выставке именно классиком: романтизм — это Теодор Жерико, реализм — Гюстав Курбе, импрессионизм — Огюст Ренуар и Клод Моне, постимпрессионизм — Эдуар Вюйар, а фовизм — Альбер Марке. Пейзажи, бытовые сцены и натюрморты охватывают практически все разнообразие проявлений местной жизни. Это предельно наглядно выражено в экспозиции, состоящей из тематических блоков — "Ферма Сен-Симеон", "Морское побережье: курортная жизнь и работа", "Нормандский край", "Вдоль Сены".

Следует отметить, что Нормандия в XIX веке стала настоящей лабораторией живописных исследований атмосферных явлений, эффектов освещения и преображения цвета при работе на открытом воздухе, непосредственно с натуры. В этом отношении творчество многочисленной нормандской художественной колонии может соперничать со знаменитой Барбизонской школой, представители которой также черпали вдохновение в родной природе. Они охотно работали и в Нормандии — среди них, например, Шарль Добиньи, чей морской пейзаж 1873 года демонстрируется на выставке.

Центральная фигура в коллекции — несомненно, Эжен Буден, непосредственный предшественник импрессионистов, учитель Клода Моне. Уроженец Нормандии, он много путешествовал, но неизменно возвращался домой, и главные его достижения связаны с малой родиной. Этот художник представлен в экспозиции наиболее весомо — восемью полотнами, в которых Буден именно такой, как описывает его история искусства — изысканный мастер тональной живописи, работавший легким прерывистым мазком, внимательный исследователь пленэра, пристрастивший к нему и молодое поколение живописцев.

"Нормандия в живописи" — любопытный пример "выставки на экспорт", сформированной для того, чтобы представлять определенный регион, рассказывая о нем с помощью искусства. Для нее характерен разумный баланс громких имен и малоизвестных, но от этого ничуть не менее заслуживающих внимания, мастеров. Даже наоборот — работы Ренуара, Коро, Курбе и Моне, безусловно, в первую очередь привлекающие зрителя на выставку, на самом деле ценны преимущественно для специалистов: ведь нормандская коллекция начала формироваться уже в те годы, когда первоклассные полотна этих классиков давно принадлежали крупнейшим музеям и престижным частным собраниям. Однако тем интереснее открывать для себя работы художников второго плана — тонкий пейзаж "Кан, гавань Сен-Пьер" (около 1860) Станисласа-Виктора Лепина, ученика Камиля Коро, или же "Руан в тумане" (около 1940) Мориса Луврие — полотно, заставляющее вспомнить зыбкость форм в знаменитой серии порталов Руанского собора Клода Моне. Находящиеся в тени своих знаменитых современников и предшественников, именно эти живописцы создают своеобразную атмосферу выставки, которая своим спокойным ритмом вовлекает в размеренное наблюдение за неповторимым и преходящим течением жизни Нормандии,— жизни, которая благодаря внимательному взгляду художника стала фактом искусства.

Оксана Баршинова


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.