Перейти к содержимому

«Прошедший сквозь огонь» нацелился на «Оскар»




Вчера состоялось заседание украинского Оскаровского комитета, принявшего решение выдвинуть на соискание премии Американской академии киноискусства в номинации "Лучший фильм на иностранном языке" картину Михаила Ильенко "Прошедший сквозь огонь", сообщает "КоммерсантЪ-Украина". Комментирует СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВ.

Сразу следовало бы заметить, что экзальтация, которая обычно сопровождает выдвижение украинских фильмов на премию "Оскар", кажется несколько преувеличенной. Тут ведь все происходит точь-в-точь по поговорке "Обещать — не значит жениться". Само решение украинского Оскаровского комитета в значительной степени носит ритуальный характер и свидетельствует прежде всего о состоянии местной конъюнктуры, а также доминирующих в обществе идеологических и художественных пристрастиях (если признать, что коллективное мнение членов комитета, а в большинстве своем это авторитетные и неангажированные люди, соответствует некоему среднестатистическому украинскому вкусу).

В 2003-м и 2006-м украинские картины "Мамай" Олеся Санина и "Аврора" Оксаны Байрак предлагались на рассмотрение американских киноакадемиков, в атмосфере куда больших, нежели сегодня, обид и споров, но даже не прошли сито предварительного отбора, то есть оказались за пределами лонг-листа премии. Конечно, хорошо бы было, чтобы в этот раз случилось иначе, но ведь по большому счету даже этот небольшой успех никак нельзя будет рассматривать как достижение украинской киноиндустрии, пребывающей в плачевном положении, а только как победу отдельного художника, умудряющегося снимать фильмы вопреки обстоятельствам.

Даже сама ситуация, в которой Оскаровскому комитету пришлось выбирать победителя из всего лишь двух фильмов-претендентов, соответствующих формальным правилам выдвижения, то есть имевших национальный прокат и не менее 51% граждан Украины в съемочной группе, об этом вопиет. Тем не менее и рекламировавшийся как украинский блокбастер "Прошедший сквозь огонь" Михаила Ильенко, и камерная драма "Дом с башенкой" Евы Нейман сами по себе, безусловно, заслуживают внимания и уважения, хотя обе ленты и созданы в русле уже давно разработанных эстетических моделей.

"Прошедший сквозь огонь", мучительно, с вынужденными паузами снимавшийся Михаилом Ильенко несколько лет, балансирует между коммерческим и авторским кино, и эта жанровая неопределенность явно не идет ему на пользу. Верный традициям украинского поэтического кинематографа, режиссер перебарщивает с символикой, из-за чего постоянно провисает авантюрно-приключенческая интрига его истории о летчике-асе Иване Додоке, выскользнувшем из жерновов сталинской машины и закончившем жизнь вождем индейского племени в Канаде. При всех формальных издержках картины нельзя не отметить стремления режиссера творить национальную мифологию и настоящего позитивного героя. Дома это нашло отклик — фильм относительно неплохо прошел в украинском прокате, но рассчитывать, что он сможет чем-то удивить или растрогать зарубежных зрителей,— большая наивность. Но, видимо, чашу весов в его пользу склонили патриотические чувства коллег, заседавших в украинском Оскаровском комитете.

Родившаяся в Запорожье, учившаяся и живущая в Германии последовательница Киры Муратовой Ева Нейман, в общем-то, чужая в украинской кинематографической среде. А ведь шансы ее картины в борьбе за сердца американских киноакадемиков выглядели предпочтительнее. Ее черно-белый "Дом с башенкой" сделан куда строже, минималистичнее по средствам, чем напыщенный "Прошедший сквозь огонь", а по глубине погружения в психологию человека и по исторической достоверности даст фору очень многим картинам. Экранизируя повесть Фридриха Горенштейна о мальчишке, потерявшем во время эвакуации мать, режиссер тихо и внятно рассказывает о страдании и потерянности человека в истории, в данном случае отягощенной еще и трагическими обстоятельствами войны. Следуя традиции гуманистического кино, Ева Нейман нигде специально не давит на сентиментальность, но, будучи безупречно честной в деталях, выходит на универсальные обобщения о бремени человеческого бытия. Ее кинематографический язык достаточно изощрен, полон культурных аллюзий, но понятен на любом континенте. А судьба мальчика, оставшегося сиротой, способна вызвать сочувствие и у матерого циника. Неслучайно у фильма складывается благополучная фестивальная судьба, и награда кинофестиваля в Карловых Варах, надо надеяться, не последняя в биографии этой ленты. Но вот "Оскара" она уже точно не получит.

Сергей Васильев


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.