Перейти к содержимому

В Украине запретили курить литературным персонажам




В войне с табачным дымом внезапно пострадали писатели-курильщики, сообщают "Комментарии".

В скором времени украинцам придется спрятать в чулан все картины с Казаком Мамаем, выбросить в помойное ведро диски с песнями «Нэнси» «Дым сигарет с ментолом» или Виктора Цоя «Пачка сигарет», а также уничтожить на твердом диске все копии лент «Кофе и сигареты» Джима Джармуша и «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино. Дело в том, что все эти произведения искусства государственные органы вполне могут счесть пропагандой табакокурения.

Как бы абсурдно не звучали такие предположения, предпосылки уже есть: с полок украинских книжных магазинов начали исчезать издания, на обложках которых размещено изображение курящих людей или просто лиц с сигаретами (будь-то герой книги или ее автор). Так, по словам директора сети «Книгарня «Є» Екатерины Федоренко, некоторые книжные магазины уже пострадали из-за проверок со стороны налоговой и органов защиты прав потребителей. Так что книгораспространители перестраховываются и загодя убирают «опасные» издания с глаз посетителей, чтобы избежать штрафных санкций. Правда, кто именно пострадал от действий госорганов и на каких основаниях – неясно.

В Госинспекции по вопросам защиты прав потребителей «Комментариям» возмущенно заявили, что они тут ни при чем: «Мы проверяли торговые сети, на которые распространялся прямой запрет рекламы сигарет. Там, где она висела, ее сняли. Мы никаких книжек с полок не снимаем, это точно». В Госпотребинспекци предполагают, что виновники скандала – какие-то общественные организации, которые также занимаются защитой прав потребителей.

В пресс-службе Государственной налоговой администрации комментировать данный факт в телефонном режиме отказались, попросив «Комментарии» прислать официальный информационный запрос.

Продавцы книг меж тем говорят: проблема якобы в том, что изображения сигарет стимулируют курение, а это – нарушение украинского законодательства, в частности, закона, запрещающего рекламу и стимулирование продаж табачных изделий. С сентября этого года вступили в силу новые нормы, в частности, касающиеся мероприятий по предупреждению и уменьшению потребления табачных изделий. Так, закон определяет: реклама и стимулирование продажи табака - любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действия, целью или результатом или вероятным результатом которого является стимулирование продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно.

Примечательно, что ключевое слово здесь – «коммерческой информации». Несет ли изображение на обложке книги коммерческий характер - вопрос спорный. Рекламисты уверены, что не несет. Как сказал «Комментариям» креативный директор агентства TABASCO Александр Смирнов, размещение подобных иллюстраций нельзя считать рекламой. «Думаю, что это просто провокация, которая сейчас пошумит в прессе, а потом просто пройдет, потому что это полный идиотизм», – уверен Смирнов.

Между тем, книжные магазины все же боятся, что их оштрафуют. Дескать, год заканчивается, а бюджет наполнять как-то надо. Правда, чем провинились курящие авторы и литературные герои, никто не понимает. Президент Украинской ассоциации издателей и книгораспространителей Александр Афонин в разговоре с «Комментариями» отметил: «То, что на обложке книги будет изображен человек с сигаретой, не приведет к тому, что все дети сразу же побегут за ними в ближайший киоск. Тем более, что такие картинки никогда не изображаются на обложках детских и даже подростковых книг, а только в литературе для взрослых».

Собственно, достаточно размытая формулировка относительно «коммерческого характера курения» позволяет считать незаконным практически любое изображение сигарет или курящего человека. Ведь, к примеру, киношный Шерлок Холмс, не выпускающий изо рта трубку, вроде как не коммерческий персонаж, но ведь на показе этого фильма кто-то заработает. Чтобы увидеть Казака Мамая, нужно заплатить за входной билет в музей, а чтобы почитать о курящем милиционере-детективе Насте Каменской – заплатить за книжку Александре Марининой. То же самое касается и дискуссионного пункта о прямом или косвенном стимулировании продаж табачных изделий или непосредственно курения. Кто знает, а вдруг история о казаке Энее заставит подрастающее поколение не только заняться спортом, но и закурить? И не случится ли так, что возведя в ранг кумира Эрнеста Хемингуэя или Марка Твена, дымивших как паровозы, юные украинцы не позаимствуют их вредные привычки? «Может вообще не писать в книгах, что люди встречаются, разговаривают за рюмкой, а еще и курят при этом, потому что это пропаганда и курения и алкоголизма в придачу? Извините, из общества тогда сделают евнуха», - уверен Александр Афонин. Ведь дети, начитавшиеся в книгах о «правильной жизни», в реальном мире увидят совсем другую картину: «И они будут задавать вопросы: эти дяди и тети, которые пишут книги, они что – идиоты?»

Александр Смирнов предполагает, что разразившийся скандал – не более, чем обычный популизм, который пройдет вместе с выборами. В свою очередь, Афонин уверен, что нельзя превращать людей в заложников «тупоголовости наших депутатов». Отсутствие информации о том, кто именно пострадал от штрафов и были ли они вообще позволяет даже предположить, что весь скандал затеян табачным лобби, недовольным запретом на рекламу сигарет. Но общество охотно верит в то, что виноваты госорганы. Беда в том, что благодаря чиновникам слишком многие, в общем-то, правильные начинания в Украине превращаются в полнейший абсурд. Будь-то запрет на рекламу лекарственных средств, или запрет пропаганды гомосексуализма. Никто ведь не спорит о том, что курение в общественных местах действительно нужно регламентировать. Но главное при этом – не перегнуть палку. А то кто знает, не дойдет ли того, что из учебников по истории уберут не только фотографии курящих Сталина и Черчилля, но и самого Колумба. Ведь если бы не знаменитый мореплаватель, может, и не было бы вообще никаких проблем ни с курением, ни с его пропагандой.

Алиса Неделина


При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.