Перейти к содержимому

Выбор редактора

8 проблем, которые Азаров создал себе сам




Те, кто когда-либо работал с Николаем Азаровым, знают: Азаров – премьер последней каденции и Азаров – министр финансов – это два разных человека. Сейчас, судя по всему, мы увидим «третьего», нового Николая Азарова, которого в Украине еще не встречали, сообщает Forbes.ua.

Причины для этого есть – ведь в новой каденции премьер-министра Николай Азаров столкнется с условиями, в которых еще никогда не работал. Ему придется работать в период жесткого кризиса. Ведь даже на должность премьер-министра в марте 2010 г. он пришел не во время, а уже после глубокого кризиса, в условиях, когда рост экономики наблюдался уже в течение одного квартала.

Этот кризис – первое и основное, что передал новому премьеру Азарову его «попередник». Что еще досталось ему в наследство?

1. Пустой бюджет
Сейчас, после принятия госбюджета на 2013 г., все эксперты взялись анализировать его. Но как по мне, куда более важна – и интересна для страны – ситуация с бюджетом 2012 г. И тем наследием, которое его выполнение оставляет на следующий год.

Чтобы выполнить бюджет на 2012-й, за декабрь Кабмину нужно собрать в казну 65 млрд грн. В декабре 2011-го Кабмин смог собрать лишь 30 млрд грн. В ноябре 2012 г. – 32 млрд грн. Самый оптимистичный прогноз по сборам на декабрь 2012-го – 35 млрд грн.

Но что такое закон о бюджете? По большому счету, это закон о расходах. Доходы определяет не столько бюджет, сколько налоговое законодательство и другие законы. Задача же Кабмина и Верховной рады в бюджете – посчитать, какое количество расходов может себе позволить страна в следующем году.

Ситуация с выполнением бюджета 2012 г. создает первую серьезную проблему для нового Кабмина Азарова – он не сможет профинансировать определенное количество расходов, по которым были взяты обязательства в этом году. А это значит, что придется влезть в кассу бюджета следующего года – плюс к тому дефициту в 50,4 млрд грн., которые уже заложены в госбюджет-2013.

Конечно, Кабмин может просто запретить переносить обязательства на следующий год, или влезть долги и профинансировать эти расходы за счет новых займов. Сделать это можно двумя способами. Первый – открытый и публичный – это рынок заимствований. Второй, не совсем честный, это использование для расчетов средств местных бюджетов, находящихся на счетах государственного казначейства, как и делается в последние месяцы. Но ведь и эти долги все равно нужно будет отдавать.

2. Социальное напряжение
Невыполнение бюджета и его расходов – это всегда удар по конкретным людям, и в том числе избирателям. Ведь это – задержки по выплате зарплат бюджетникам, платежей компаниям, которые выполняют работы и, в свою очередь, платят зарплаты и т.д. А это – неизбежный рост социального напряжения, которое происходит уже сейчас, и будет нарастать дальше.

3. Нулевой рост экономики
Если бы в следующем году наблюдался экономический рост, это, возможно, частично помогло бы перекрыть проблемы нынешнего года. Но роста нет, и в следующем году не будет. Это косвенно признало и само правительство – составляя бюджет, оно фактически заложило в нем рост экономики в размере -0,3%. Тот рост, который правительство заложило формально – +3,4% – это публичная цифра, которая кроме рекламных целей не означает ничего.

Как так?

В нынешнем году доходы бюджета составят максимум 345 млрд грн. Доходы следующего года – это 361,5 млрд грн. Выходит, рост доходов бюджета на 4,7% будет даже меньшим, чем размер запланированной инфляции (4.9%). Но это значит, что либо ВВП не будет расти, либо доля ВВП, которая распределяется через госбюджет (в Украине она составляет около 25%), снизится. Во второе я не верю. Выходит, единственная причина для роста экономики – инфляция.

4. Высокая инфляция
По результатам 11 месяцев 2012 г. в Украине наблюдается дефляция 0,4%. Сохранится ли она в следующем году? Если Кабмин и Нацбанк попытаются решить проблему «остуживания» экономики – уверен, что нет. Инфляция в следующем году будет значительно выше, чем заложенные 4,9%. Думаю, она составит 9-10%.

Почему? Все довольно просто. Последние полтора года власть в Украине сознательно тормозила экономическое развитие. Политика НБУ сводилась к тому, чтобы уменьшить ликвидность и тем самым удержать курс гривны и инфляцию. Но охлаждая рынок валютный, они охладили и рынок кредитный. Стоимость кредитных ресурсов в Украине сейчас не ниже 25-27%. В условиях отсутствия инфляции никакая экономика не выдержит подобных процентных ставок. Финансировать любые инвестиционные проекты оказалось нельзя. И экономика начала остывать.

Недавно Национальный банк заявил, что в следующем году направит 72 млрд грн. за счет ресурсов НБУ на целевое рефинансирование коммерческих банков для кредитования проектов реального сектора экономики. Это – очень правильный, хоть и очень запоздалый шаг.

Но в результате на рынке появится дополнительный инвестиционный ресурс. И даже с учетом того, что он пойдет на финансирование долгоиграющих проектов, через оплату зарплаты, закупку материалов и другие расходы эти деньги попадут в экономику. А это приведет к росту – сначала спроса, а потом и предложения в экономике. Что на фоне роста ликвидности приведет к росту инфляции.






При полном или частичном воспроизведении интернет-ресурсами материалов сайта, указание автора и прямой гиперссылки на материал обязательно. Печатным СМИ перепечатка без письменного разрешения администраци запрещена . Администрация может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. Оценочные суждения не подлежат опровержению и доказыванию их правдивости. За достоверность и содержание рекламы ответственность несет рекламодатель.